Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Шекспир (Shakespeare) Уильям
(1564–1616)

Шекспир (Shakespeare) Уильям(1564–1616)

Английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.

Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в так называемой «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на Анне Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон. Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина «На грош ума, купленного за миллион раскаяния». Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII века), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 самых разных претендентов – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов – и к этому подталкивает, несомненно, небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия, комедия, исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия – вспомним знаменитые сонеты. При этом даже в рамках одного жанра – любого из перечисленных – Шекспир удивительно многолик. Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Первые его пьесы относятся к началу 1590-х, последняя – к 1612. Таким образом, творческий путь Шекспира был не слишком долгим – около двадцати лет. Однако за эти два десятка лет в его драматургии отразилась эволюция всего ренессансного мировоззрения.

В ранних комедиях («Как вам это понравится», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Бесплодные усилия любви», «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Виндзорские насмешницы») в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в «Комедии ошибок») Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В этот же период (1590–1600) он пишет ряд исторических хроник. В шекспироведении их принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них – три части «Генриха VI» и «Ричард III» – о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая – «Ричард II», две части «Генриха IV» и «Генрих V» – о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие будущих шекспировских трагедий – «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Здесь впервые отчетливо слышны ноты сомнения в том, что всеобщая гармония может стать реальностью.

Второй период творчества Шекспира (1601–1607) посвящен преимущественно трагедии (за эти годы он пишет лишь две комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», причем вторая из них фактически относится к драме). Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества – «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607). В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

Произведения последнего периода его творчества: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Это – поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 – с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью – сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена – работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга – и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI века – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами – метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI века – сонет, канцону, альбу, эпиталаму. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы «Отелло», «Фальстаф» (по «Виндзорским насмешницам») и «Макбет» Верди; балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева и многие другие).

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана «Зимняя сказка», в 1612 – последнее драматургическое произведение, «Буря». Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Татьяна Шабалина


Австралия, 1988, Шекспир и Джон Леннон, Оперный театр

Антигуа, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Багамские острова, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Бельгия, 2013, Сцены из опер

Бечуаналенд, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Болгария, 1969, Крустин Сафаров в роли Фальстафа

Болгария, 1997, Константин Кисимов в разных ролях

Болгария, 2007, Иван Димов в роли Гамлета

Бурунди, 2010, Марлон Брандо в роли Марка Антония

Бутан, 1987, Ромео и Джульетта

Ватикан, 2001, Джузеппе Верди, опера «Отелло»

Великобритания, 1964, Шекспир, Пэк и Основа

Великобритания, 1964, Шекспир и шут Фесте

Великобритания, 1964, Шекспир, сцена на балконе

Великобритания, 1964, Шекспир и Генрих V

Великобритания, 1964, Гамлет

Великобритания, 1982, Актер в роли Гамлета

Великобритания, 1988, Шекспир и Джон Леннон, Оперный театр

Великобритания, 1995, Влюбленные

Великобритания, 1995, «The Swan»

Великобритания, 1995, «The Rose»

Великобритания, 1995, «The Globe»

Великобритания, 1995, «The Hope»

Великобритания, 1995, «The Globe»

Великобритания, 2006, Уильям Шекспир

Великобритания, 2011, Возвращение на Запретную планету

Великобритания, 2011, Гамлет

Великобритания, 2011, Буря

Великобритания, 2011, Генрих IV

Великобритания, 2011, Король Лир

Великобритания, 2011, Сон в летнюю ночь

Великобритания, 2011, Ромео и Джульетта

Великобритания, 2011, Пьесы Шекспира

Великобритания. Бернера, 1979, Портрет Шекспира

Венгрия, 1948, Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта

Венгрия, 1964, Уильям Шекспир

Виргинские острова, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Гайана, 1993, Леди Макбет

Гайана, 1998, Гамлет и Горацио на кладбище

Гамбия, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Гамбия, 2000, Лоуренс Оливье в фильме «Ричард III»

Гамбия, 2001, Портрет Шекспира

Гамбия, 2001, Джон Бэрримор в роли Гамлета

Гана, 1989, «Сон в летнюю ночь»

Гвинея-Бисау, 2010, Орсон Уэллс, «Макбет»

ГДР, 1964, Портрет Шекспира

ГДР, 1973, Сцена из спектакля «Король Лир»

ГДР, 1973, Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь»

Гибралтар, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Гибралтар, 1998, Уильям Шекспир

Гренада, 1989, Портрет и дом Шекспира

Гренада, 1998, Смерть Офелии

Гренада (Гренадины), 1989, Этель Бэрримор

Гренада (Гренадины), 1989, Ричард Бартон

Гренада (Гренадины), 1989, Джон Бэрримор

Гренада (Гренадины), 1989, Пол Робсон

Гренада (Гренадины), 1989, Бандо Тамасабуро и Накамура Канзабуро

Гренада (Гренадины), 1990, Коттедж Энн Хэтауэй

Гренада (Гренадины), 1990, Дом матери Шекспира

Гренада (Гренадины), 1990, Дом, где родился Шекспир

Гренада (Гренадины), 1990, Новая площадь в Стратфорде

Гренада (Гренадины), 1990, Большой сад в Стратфорде

Гренада (Гренадины), 1990, Башня гильдии на улице Школяров

Гренада (Гренадины), 1990, Королевский шекспировский театр, Стратфорд

Гренада (Гренадины), 1990, Грамматическая школа

Гренада (Гренадины), 1990, Микки Маус в образе Шекспира

Гренада (Гренадины), 1990, Церковь святой Троицы

Грузия, 2005, Вера Цигнадзе в роли Дездемоны

Грузия, 2005, Вахтанг Чабукиани в роли Отелло

Доминика, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Доминика, 2001, Опера Верди «Макбет»

Замбия, 2001, Сцены из оперы «Фальстаф»

Замбия, 2001, Афиша к опере «Фальстаф»

Ирландия, 2000, Портреты Шекспира и Беккета

Ирландия, 2010, Ромео и Джульетта

Йемен (Северный), 1971, Отелло

Йемен (Северный), 1971, Отелло

Каймановы острова, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Канада, 1999, Сон в летнюю ночь

Кипр, 1964, Театр Соли, театральная маска

Кипр, 1964, Театр Куриум, пьеса Еврипида «Елена»

Кипр, 1964, Театр Саламис

Кипр, 1964, Сцена из спектакля «Отелло»

Кипр (Турецкая зона), 1999, Сцена из оперы «Отелло»

Куба, 2008, «Ромео и Джульетта»

Либерия, 1987, Пьесы Шекспира

Либерия, 2001, Балет «Отелло»

Либерия, 2001, «Павана Мавра»

Либерия, 2001, Балет «Отелло»

Лихтенштейн, 2006, Сон в летнюю ночь

Лихтенштейн, 2012, Гамлет

Мальдивские острова, 1989, Портрет Шекспира

Маршалловы острова, 2013, Уильям Шекспир, звезды Федерации

Молдавия, 2001, Лидия Липковская в роли Джульетты

Монтсеррат, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Нигер, 1998, Гамлет и Горацио на кладбище

Нидерланды, 1978, Портрет Веркада, сцена из «Гамлета»

Никарагуа, 1975, Джованни Мартинелли в роли Отелло

Никарагуа, 1976, Шекспири и Бен Джонсон играют в шахматы

Панама, 1966, Портрет Шекспира

Парагвай, 1966, Портрет и дом Шекспира

Парагвай, 1966, Портрет и дом Шекспира

Парагвай, 1966, Данте, Шекспир, Гете, Мольер

Парагвай, 1966, Портрет и дом Шекспира

Парагвай, 1966, Портрет и дом Шекспира

Парагвай, 1966, Данте, Шекспир, Гете, Мольер

Польша, 1969, «Польский Гамлет»

Польша, 1992, Плакат с изображением Шекспира

Португалия, 2013, Фальстаф

Рас-эль-Хайма, 1969, Сцена из «Отелло»

Россия, 1998, Драматические сцены, Шекспир

Россия, 2000, Уланова в балете «Ромео и Джульетта»

Румыния, 1964, Уильям Шекспир

Румыния, 1983, Григоре Манолеску в роли Гамлета

Румыния, 1997, Румынские актеры в пьесах Шекспира

Сан-Марино, 1990, Лоуренс Оливье в роли Гамлета

Сан-Марино, 1990, Лоуренс Оливье в роли Ричарда III

Сан-Марино, 2001, Сцена из оперы «Отелло»

Сан-Марино, 2001, Сцена из оперы «Фальстаф»

Сан-Марино, 2010, «Ран», «Дерсу Узала»

Сан-Томе и Принсипи, 2010, Писатели и поэты

Святой Елены остров, 2005, Уильям Шекспир; театр «Глобус»

Сенегал, 1972, «Венецианский купец»

Сенегал, 1972, Даниел Сорано в роли Шейлока

Сент-Винсент, 2000, Лоуренс Оливье в фильме «Ричард III»

Сент-Винсент, 2001, Сцены из оперы «Отелло»

Сент-Винсент, 2009, Сон в летнюю ночь

Сент-Винсент, 2010, «Замок паутины»

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Гуфи в роли Марка Антония

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Кларабелла в роли няни

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Пит в роли Фальстафа

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Минни в роли Порции

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Дональд в роли Гамлета

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Дэйзи в роли Офелии

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Дональд и Дэйзи в ролях Бенедикта и Беатриче

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Минни и Дональд в ролях Катарины и Петручио

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Микки и Минни в ролях Ромео и Джульетты

Сент-Винсент (Гренадины), 1990, Кларабелла в роли Титании

Сент-Китс-Невис, 1970, «Сон в летнюю ночь»

Сент-Люсия, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Сербия и Черногория, 2003, Милотинович в роли Лира

Сербия и Черногория, 2003, Плаович в роли Генриха IV

СССР, 1961, Сцена из балета «Ромео и Джульетта»

СССР, 1964, Портрет Шекспира, «Ромео и Джульетта»

СССР, 1966, Кадр из фильма «Гамлет»

США, 1964, Портрет Шекспира

Сьерра-Леоне, 1989, Сцены из пьес Шекспира

Сьерра-Леоне, 1989, Сцены из пьес Шекспира

Сьерра-Леоне, 1989, Портрет и герб Шекспира

Сьерра-Леоне, 1989, Портрет Шекспира

Сьерра-Леоне, 1990, Лоуренс Оливье в роли Антония

Сьерра-Леоне, 1990, Лоуренс Оливье в роли Генриха V

Сьерра-Леоне, 1990, Лоуренс Оливье в роли Отелло

Сьерра-Леоне, 1990, Лоуренс Оливье в роли Ричарда III

Сьерра-Леоне, 1990, Лоуренс Оливье в роли Гамлета

Сьерра-Леоне, 1996, Акира Куросава, «Ран»

Сьерра-Леоне, 2000, Портрет Шекспира

Сьерра-Леоне, 2001, Гектор на Галатее

Танзания, 1999, Ромео и Джульетта

Теркс и Кайкос, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Финляндия, 2013, Эско Салминен в роли короля Лира

Фолклендские острова, 1964, Шекспир, театр в Стратфорде-на-Эйвоне

Франция, 1976, Муне-Сюлли в роли Гамлета

ФРГ, 1976, Эрмина Кернер в роли леди Макбет

Фуджайра, 1969, «Сон в летнюю ночь»

Фуджайра, 1969, «Oтелло»

Фуджайра, 1969, «Гамлет»

Фуджайра, 1969, «Макбет»

Фуджайра, 1969, «Виндзорские проказницы»

Фуджайра, 1969, «Ромео и Джульетта»

Фуджайра, 1969, «Как вам больше нравится»

Фуджайра, 1969, «Венецианский купец»

Фуджайра, 1969, «Укрощение строптивой»

Чехия, 2010, Плакаты к спектаклям Сары Бернар

Чехия, 2012, Иржи Трнка и кукла Пак

Чехия, 2012, Иржи Трнка и Пак

Чехословакия, 1964, «Сон в летнюю ночь»

Чехословакия, 1972, Сон в летнюю ночь

Чехословакия, 1980, Баковазена в роли короля Лира

Чили, 1997, Рамон Виней в роли Отелло

Швеция, 1975, Ромео и Джульетта

Швеция, 2010, Ромео и Джульетта

Экваториальная Гвинея, 1993, Балет «Ромео и Джульетта»

Великобритания, 1964.04.23, Стратфорд-на-Эйвоне. 400 лет со дня рождения Шекспира

Великобритания, 1964.04.23, Стратфорд-на-Эйвоне. Дом Шекспира

Великобритания, 1968.04.23, Стратфорд-на-Эйвоне. Родной дом Шекспира

Великобритания, 1969.04.23, Стратфорд-на-Эйвоне. Мемориальный театр

Великобритания, 1982.04.28, Стратфорд-на-Эйвоне. Лебедь

Великобритания, 1982.06.30, Лондон. Уильям Шекспир

Великобритания, 1984.09.25, Стратфорд-на-Эйвоне. Занавес

Великобритания, 1987.08.06, Стратфорд-на-Эйвоне. Родной город Шекспира

Великобритания, 1995.08.08, Лондон. Театральные маски

Великобритания, 1995.08.08, Стратфорд-на-Эйвоне. Лебедь

Великобритания, 1995.08.08, Стратфорд-на-Эйвоне. Осел

Великобритания, 1995.08.08, Стратфорд-на-Эйвоне. Портрет Шекспира

Великобритания, 1995.08.08, Стратфорд-на-Эйвоне. Портрет Шекспира

Великобритания, 1995.08.08, Стратфорд-на-Эйвоне. Портрет Шекспира

Великобритания, 1995.08.08, Эдинбург. Слова Шекспира

Великобритания, 1999.03.09, Стратфорд-на-Эйвоне. Портрет Шекспира

Великобритания, 2006.07.18, Лондон. Имена

Великобритания, 2006.07.18, Лондон. Театр «Глобус»

Венгрия, 1964.05.31, Будапешт. Лебедь

Румыния, 2000.06.17, Крайова. Гамлет

СССР, 1989.04.23, Москва. Уильям Шекспир

США, 1963.08.15, Сан-Рафаел. Фестиваль Шекспира

Франция, 1976.08.28, Бержерак. Муне-Сюлли в роли Гамлета

ФРГ, 1995.09.19, Берлин. Шекспир и рок'н'ролл

Югославия, 1964.07.26, Марибор. Свиток и лавровая ветвь

Великобритания, 1964, Шекспировский фестиваль

Великобритания, 1964, Шекспировский фестиваль

Россия, 2005, Кадры из фильмов «Гамлет» и «Король Лир»

Россия, 2009, 100 лет со дня рождения Бруно Фрейндлиха

Россия, 2012, Марка с балетом "Ромео и Джульетта"

Румыния, 2006, Уильям Шекспир

СССР, 1965, Кадр из кинофильма «Гамлет»

Белорусcия, 2002, Павел Молчанов в роли Гамлета

Белорусcия, 2003, Александр Кистов в роли короля Лира

Италия, 1983, Опера «Джульетта и Ромео»

Канада, 1972/1975, Шекспировский театральный фестиваль

Россия, 1998, 100 лет со дня рождения Тарасовой

Россия, 2002, 100 лет со дня рождения актера Яншина

СССР, 1989, 425 лет со дня рождения Шекспира

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня