Справочник «Художники»
Делакруа (Delacroix) Эжен Фердинанд
(1798—1863)
Французский живописец, график, литограф. В 1816—1822 учился в Париже в мастерской классициста Герена, где сблизился с Жерико; изучал в Лувре живопись старых мастеров. Посетил Великобританию (1825), Алжир (1831—1832), Марокко, Испанию, Бельгию. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности к великим, изменяющим лицо мира историческим событиям, породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», 1822, Париж, Лувр), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана "Резня на Хиосе" (1823—1824, Париж, Лувр). Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряжённости, обращался к событиям национальной истории. Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ», 1830, Париж, Лувр), изображающей участников Июльской революции 1830 рядом с аллегорической фигурой Свободы. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров. Работал также в области психологического портрета и монументальной живописи. Высокие декоративные качества, свободный полёт фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы. Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его произведениях приобретает активную эмоциональную выразительность, подчёркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.
Гамбия, 1996, Похищение Ребекки
Гренада, 1998, Убийство льежского епископа