Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Фрагменты Российской истории / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Владимир Святославович
(около 958—1015)

Владимир Святославович  (около 958—1015)

Великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь; придал христианству на Руси статус государственной религии.

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы, но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя. Святослав Игоревич при разделе своего княжества посадил Владимира в Новгороде (969).

Вскоре после гибели в 972 князя Святослава вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология древнерусских летописей до крещения условна, но известно, что 977 удельный древлянский князь Олег погиб в бою с киевским князем Ярополком, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал варяжское войско и в 980 вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил старшего брата на переговоры, где два варяга подняли Ярополка на мечи. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы. Владимир воцарился на киевском престоле в 980.

Новый князь киевский (величался также древним титулом каган) принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества, возобновил практику человеческих жертвоприношений богам.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру. Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»). Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», то есть походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II. Крещение князя состоялось в 987/989 в Херсоне (Корсуни), при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника (в церковной традиции за год крещения принят 988). Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь. Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная — Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая).

Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции.

Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015.

Владимир был до крещения известен как «великий распутник», имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с Рогнедой, дочерью полоцкого князя Рогволода, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава». У Владимира было 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей). Точная судьба всех их неизвестна.

Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко» был канонизирован как святой. Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля.


Ватикан, 1988, Князь Владимир

Россия, 2013, Крещение Руси

Украина, 1919, Памятник Владимиру в Киеве

Украина, 1998, Монеты Владимира Святославовича

Украина, 2000, Владимир Святославович

Украина, 2003, Корабли и монеты

Украина, 2013, Крещение Руси

Эстония, 2003, Корабли и монеты

Украина, 2000.12.15, Киев. Владимир Великий

Украина, 2008.07.26, Киев. Памятник Владимиру Великому

Россия, 2008, Псков. Памятник княгине Ольге

Украина, 2008, 1020-летие Крещения Руси

Россия, 2009, Памятник князю Владимиру в Белгороде

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня