Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Олоне (l'Olonais) Франсуа
(около 1635—1668)

Олоне (l'Olonais) Франсуа(около 1635—1668)

Французский пират. Настоящее имя Франсуа Олоне было Жан Давид Нау. Он родился во Франции, в городке Сабль д'Олоне (отсюда и прозвище), провинция Пуату. В возрасте 20 лет, подобно многим другим искателям счастья Олоне завербовался солдатом на службу во Французскую Вест-Индийскую компанию. По окончании службы несколько лет он провел на Эспаньоле, среди французских буканьеров, основным источником дохода которых было продажа мяса пиратам. Поэтому неудивительно, что в один прекрасный день Франсуа так же решил попытать счастья на этом поприще. Несколько плаваний он совершил, будучи рядовым пиратом. Однако уже во время этих плаваний он стал известен благодаря своей храбрости и жестокости, и вскоре добился того, что губернатор острова Тортуга передал ему один из кораблей (с условием своей долю в будущей добычи). Сперва все складывалось для Олоне удачно, но однажды ему не повезло. Его корабль был застигнут штормом и затонул недалеко от берега, вблизи города Кампече (полуостров Юкатан). Спасаясь, он со своей командой высадился на берег. Испанцы заметили пиратов и напали на них. Несмотря на то, что пираты отчаянно защищались, испанцы перебили всех их. Олоне же был ранен. Будучи не в силах убежать, он притворился мертвым и спрятался под трупами своих товарищей. Когда враги ушли, он выбрался, перевязал раны и переодевшись в испанскую одежду отправился искать лодку, чтобы бежать. В городе ему удалось подговорить несколько рабов украсть каноэ. На этом каноэ он и бежал на Тортугу, пройдя более 1200 километров вдоль занятых испанцами берегов Кубы.

Раздобыв вскоре новый корабль, Олоне вновь отправился в море. У него и в мыслях не было оставить карьеру пирата, даже после такого приключения, чуть не закончившегося для него смертью. Он направился к берегам Кубы, где собирался напасть на корабли и лодки с товарами, которые местные торговцы доставляют в испанские города — табак, к примеру, ценился достаточно дорого. Однако после того, как он ограбил несколько таких лодок, испанцы узнали о нем. Губернатор снарядил на поиски пиратов корабль, вооруженный десятью пушками, с командой 90 человек. С командой был также специально назначенный палач, которому губернатор приказал отрубить всем захваченным пиратам головы и доставить в Гавану. За исключением самого Олоне, которого он приказал захватить живым.

Испанцы собирались захватить пиратов врасплох, но это им не удалось. Узнав от рыбаков, что испанцы выслали для их поимки корабль, Олоне решил захватить его. В устье одной из речек была устроена засада. Дождавшись, наконец, появления испанцев, пираты подождали пока те приблизятся и внезапно атаковали испанцев на захваченных каноэ. Те успели дать несколько залпов, но остановить пиратов не смогли. Добравшись до корабля, те бросились врукопашную. И хотя у испанцев был численный перевес 4 к 1 (пиратов было около двадцати), атака была настолько стремительной и яростной, что они не выдержали и сдались. Допросив пленных, Олоне узнал от захваченного палача о приказе губернатора. Рассвирепев, он вытащил саблю и начал рубить пленным испанцам головы, не пощадив ни одного человека, кроме самого палача. Его он отпустил, передав ему письмо для испанского губернатора.

«Я исполнил ваш приказ и не пощадил пленных, коими оказались ваши люди. В следующий раз, надеюсь, вы сами попадетесь мне в руки». А на словах было обещано, что так будет в дальнейшем со всеми захваченными в плен испанцами. Без всяких исключений.

Получив это письмо, губернатор буквально озверел от ярости и приказал было повесить всех пленных пиратов, а также не брать пленных и в дальнейшем. Однако подчиненным удалось отговорить его от такого приказа. Причина была очень проста — в плен к испанцам попадало гораздо меньше пиратов, чем испанцев к пиратам, поэтому такая война на уничтожение была бы невыгодна для испанцев. Однако для самого Олоне, который к этому времени прочно заслужил среди испанцев репутацию кровавого зверя и убийцы, приговор остался в силе.

Добыча на этот раз оказалась неплохой, но Олоне уже хотелось гораздо большего. В его голове родилась новая идея — рейд на богатый испанский город Маракайбо. Поскольку город был хорошо укреплен, требовалось гораздо больше людей и кораблей, чем у него было. Однако ему удалось заручится поддержкой еще одного известного пирата по имени Мигель Бискайский, который помог Олоне с кораблями. Все приготовления заняли около двух месяцев. Пиратская флотилия насчитывала восемь кораблей, на которых находилось более полутора тысяч человек. И вот в конце апреля 1667 этот флот вышел в море с Тортуги и взял курс на Маракайбо. По пути у пиратов было две промежуточные стоянки, на которых они пополнили запасы продовольствия. В результате к намеченной цели они подошли к июлю.

Здесь пиратам дважды повезло. Сперва им удалось захватить испанский корабль с грузом какао, а почти сразу после него — еще один корабль, который вез оружие, боеприпасы и жалование испанскому гарнизону Санта-Доминго. Это внушило им уверенность в успехе предприятия. И вот, закончив последние приготовления, флот Олоне двинулся к входу в бухту Маракайбо, в глубине которой и находился город. Бухта соединялась с морем узким проливом, у входа в который находилось два острова — Вихилия и Паломас. На последнем находился форт, защищавший вход в бухту. Форт насчитывал 16 орудий крупного калибра. Население самого города составляло около четырех тысяч человек, включая 800 солдат.

Флотилия Олоне вошла в пролив ранним утром. Необходимо было обязательно захватить форт, поскольку без этого продвигаться дальше было невозможно. Высадив десант, пираты атаковали форт. Штурм занял около трех часов. В результате форт был захвачен, хотя пираты были вооружены только стрелковым оружием, без всякой артиллерии. Но нескольким испанцам удалось бежать и добраться до города, предупредив его жителей об опасности. Горожане тут же стали собирать имущество и покидать город, кто как мог. Эффект неожиданности был потерян.

Но пиратов это не смутило. Тем более, что остаток дня у них ушел на то, что бы похоронить убитых, отнести раненных на корабли и привести в негодность захваченные орудия (перевести их было невозможно). Так что только на следующее утро их корабли прошли пролив и подошли к городу. Предварительно обстреляв его из пушек, флибустьеры высадили десант и захватили город. Но он оказался практически пуст, за исключением немногих оставшихся негров-рабов.

Обыскав город, пираты собрали все более-менее ценное, что им удалось найти в городской церкви, превращенной ими в склад, выставив охрану. На следующий день Олоне собрал отряд из 150 человек и отправил их на поиски испанцев, что бы узнать, где горожане спрятали свое добро. К вечеру отряд вернулся, захватив около двадцати пленных.

На следующий день пираты начали допрашивать пленных испанцев, стараясь узнать, куда укрылись остальные. Но никто не признавался. Тогда Олоне выхватил саблю, и разрубил одного из испанцев на несколько частей, после чего слизав с сабли кровь, заявил, что перерубит и всех остальных без пощады. Это подействовало на некоторых испанцев. Они сказали, что остальные жители Маракайбо ушли в соседний Гибралтар. И действительно, кроме этих пленных, в окрестностях Маракайбо пиратам почти никого найти не удалось.

Тогда Олоне решил идти в Гибралтар. Через две недели они выступили в поход. Однако испанцы уже знали об их намерениях, поэтому приготовились к обороне, тем более, что губернатор соседнего города Мериды выслал в подкрепление 400 человек. Кроме того у испанцев было около тридцати пушек. Соорудив земляные укрепления, они приготовились к обороне.

Приблизившись к городу, флибустьеры увидели приготовления испанцев. Но Олоне не смутился. Собрав пиратов, он сказал следующее: «Они сильны, так тем больше мы захватим добычи, если победим их». И когда пираты единодушно поддержала его, Олоне закончил свою речь фразой: «Я хочу предупредить вас, что того, кто струсит, я тотчас же зарублю собственной рукой».

Подойдя к берегу, флибустьеры высадили десант из 380 человек. Перед боем они взялись за руки и поклялись стоять друг за друга до самой смерти. Затем Олоне повел флибустьеров в атаку. Но первые две атаки были неудачны — пришлось пробираться через лес, и дорога приводила к болоту. Пираты стали рубить ветки и сучья, чтобы не завязнуть в трясине, но когда они приблизились к редутам, артиллерия испанцев дала залп картечью почти в упор, а затем испанцы открыли огонь из мушкетов. Потери у пиратов были значительны, поэтому Олоне приказал отступить. Увидев это, испанцы решили сами атаковать и добить, как им казалось, деморализованного противника. Но когда испанский отряд вышел из-под защиты укреплений и бросился в погоню, пираты развернулись и сами набросились на испанцев. Те от неожиданности не успели воспользоваться мушкетами, и почти все были перебиты в рукопашной. Не давая врагу опомниться, Олоне с криком: «Вперед, мои братья, за мной, и не трусьте!» снова бросился на штурм редута. Остальные последовали за ним. Ошеломленные испанцы сопротивлялись недолго, и вскоре пираты ворвались в город. В бою погиб губернатор и почти все офицеры гарнизона. Гибралтар перешел в руки флибустьеров Франсуа Олоне.

После боя пираты подсчитали свои потери. Убито было около сорока человек, еще примерно тридцать ранено, почти все — смертельно. Похоронив убитых и наведя элементарный порядок, флибустьеры приступили к грабежу. Добыча была гораздо более солидной. Кроме того в плен попало несколько сот испанцев. Через несколько дней пираты начали прочесывать окрестности и нашли еще немало припрятанного добра и более сотни испанцев. Пленных допрашивали, стараясь узнать, где они спрятали ценности. В средствах дознания пираты никогда не стеснялись. Многие пленники умерли от пыток, некоторые сошли с ума. Однако не все указывали местоположение тайников, а слишком долго оставаться в городе Олоне не хотел. Поэтому, проведя в Гибралтаре месяц и собрав за это время все, что возможно, флибустьеры перед уходом потребовали от жителей выкуп — десять тысяч реалов, иначе город будет сожжен. Когда же в условленный срок выкуп заплачен не был, пираты подожгли город. Увидев это, жители все-таки собрали требуемую сумму. После этого пираты даже помогли испанцам потушить пожары.

Покинув Гибралтар, пираты вновь отправились в Маракайбо. Там они тоже потребовали от испанцев выкуп за город — уже 30 тысяч реалов. Правда, испанцам удалось сторговаться всего на 20 тысяч. Наконец, получив выкуп, пираты, проведя в испанских владениях целых два месяца, ушли восвояси.

Выйдя из залива, пираты отправились на остров Ваку, недалеко от Гаити. Здесь был произведен так сказать, «окончательный расчет», то есть дележ добычи. Общая сумма денег, серебра и драгоценностей составила более чем 100 тысяч реалов, плюс еще столько же составила стоимость остальных товаров. Из этой суммы была вычтена доля губернатора Тортуги, Бертрана д'Ожерона — 10 % от общей суммы. Но и без этого добыча была очень и очень внушительной. Закончив с этой самой приятной частью экспедиции, флотилия Олоне наконец отправилась на Тортугу и 1 ноября 1667 корабли вошли в гавань острова.

Быстро промотав награбленное, Олоне засобирался в новый поход. Тем более, что теперь он не знал проблемы с поиском команды — от желающих не было отбою. Собрав людей, он решил идти к берегам Никарагуа и грабить испанские города.

Собрав эскадру из шести кораблей, Олоне вышел в море и взял курс к побережью Центральной Америки. Но на этот раз удача отвернулась от него. Несколько месяцев его флотилия курсировала вдоль побережья, грабя все попавшиеся под руку испанские города (скорее — поселки) и индейские деревни. Но улов был скуден, большей частью приходилось грабить просто для добычи пропитания. Однако один раз пиратам все же повезло больше. Захватив при одном из таких набегов нескольких испанцев, им удалось узнать, что недалеко от побережья находится более крупный испанский город Сан-Педро. Флибустьеры собрали отряд, который и отправился вглубь материка. Однако испанцы, зная о пиратах, устроили на пути к городу несколько засад, в которых скрывались стрелки. По пути к городу испанцы много раз обстреливали пиратов, и хотя остановить их они не смогли, понесенные потери озлобили пиратов. Наконец им удалось выйти к городу и после короткого боя — захватить его. Но тут им опять не очень повезло. Основную часть добычи составили склады с индиго (использовался для получения натуральных красителей) — товара, конечно, ценного, но увы! достаточно громоздкого и неудобного для переноски на большие расстояния. И несмотря на самый тщательный осмотр города и допросы пленных почти нечего другого найти не удалось. Единственное что удалось узнать у испанцев это то, что скоро в эти края должен был прибыть корабль из Испании с каким-то ценным грузом. Поэтому завершив грабеж, пираты вернулись на берег, разбили лагерь и стали ждать.

Ждать пришлось более трех месяцев. Наконец на горизонте появились долгожданные паруса. Пиратская эскадра вышла на перехват. Но взять корабль с первой атаки не удалось, так как он был вооружен более чем 40 орудиями. Лишь ночью, после наступления темноты, пиратам удалось незаметно подойти вплотную и броситься на абордаж. Судно было захвачено и флибустьеры с нетерпением бросились в трюмы. И тут их ждало жестокое разочарование — груз составляли бумага и железо...

Эта неудача окончательно вывела пиратов из равновесия. В их рядах произошел раскол — большинство решили отделиться, оставив неудачливого командира и возвращаться на Тортугу. Напрасно Олоне убеждал их остаться и идти дальше вглубь материка — большинство флибустьеров считало, что удача отвернулась от него. Хотя около 200 человек все же осталось с Олоне. Их пришлось разместить на единственном оставшемся корабле — остальные ушли с «раскольниками».

Двинувшись вдоль материка, Олоне пытался уйти подальше от столь несчастливого места. Но перетяжеленный корабль, днище которого к тому же изрядно обросло ракушками, двигался медленно. Продовольствие скоро закончилось, а на берегу не было ничего — все уже было разграблено раньше. Дошло до того, что питаться приходилось одними обезьянами. И в довершение ко всему вблизи устья реки Сан-Хуан, корабль налетел на риф. Спаслись правда все, высадившись на небольшой остров неподалеку от берега.

Добраться до берега на плотах не составляло труда, но это означало встречу либо с испанцами, либо с индейцами — приятного было мало в обоих случаях. Поэтому флибустьеры начали строить новый корабль, используя остатки разбитого судна. Но работа продвигалась медленно. Часто возникали ссоры и стычки. Олоне, чей авторитет упал ниже, чем когда либо, все же удавалось поддерживать некое подобие дисциплины. Наконец судно было готово. Погрузившись на него, пираты, наконец, покинули остров и двинулись дальше, пытаясь раздобыть что-нибудь получше. Но у них снова ничего не получилось. Более того, в столкновениях с индейцами и испанцами погибла большая часть команды. И в довершение всего корабль снова садится на мель. Произошло это недалеко от Картахены, посреди небольшой группы островов — островов Бару.

К несчастью для Олоне и оставшихся пиратов острова эти были обитаемы. Их населяли индейцы, причем самые дикие и «немирные», которых боялись даже испанцы. И когда группа пиратов (их к тому времени осталось человек сорок) выбралась на берег, то почти сразу в них полетели стрелы индейцев. Бой был недолгим, но кровавым. Однако одному из пиратов удалось спастись и рассказать, что случилось с остальными. По его словам индейцы разрубили самого Олоне на несколько частей, зажарили и съели. Остальных постигла та же участь.


Сент-Китс-Невис, 1970/1976, Франсуа Олоне

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня