Справочник «Сюжеты»
Дрейк (Drake) Френсис
(около 1540—1596)
Английский мореплаватель, пират, работорговец и политический деятель. Френсис Дрейк родился в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.
Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.
В 1567 Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...
В 1569 он женился на девушке по имени Мэри Ньюман. Известно, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.
Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.
Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников «это был властный и раздражительный человек с бешеным характером», жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.
После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.
Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.
13 декабря 1577 года флотилия — флагманский корабль «Pelican» водоизмещением 100 тонн, «Elisabeth» (80 тонн), «Sea Gold» (30 тонн), «Swan» (50 тонн) и галера «Christophor» — покинула Плимут.
Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же «Pelican» был переименован в «Golden Hind».
2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия («Golden Hind», «Elisabeth» и «Sea Gold») вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. «Sea Gold» погиб, «ЕElisabeth» был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а «Golden Hind», на которой был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.
Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.
Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль «Cacafuego», на котором был взят груз баснословной ценности — золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.
Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.
Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, — оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской «Непобедимой армады» в 1588 обошлись Англии «всего» в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой — в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!
Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать...»
В 1585 Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода — Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби. Сегодня там находится большой монумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.
В 1585—1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.
Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море «Непобедимой армады», что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли «Армады». Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.
В 1588 сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому «Непобедимой армады». К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.
Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.
Великобритания, 1968/1970, «Golden Hind»
Великобритания, 1973, Френсис Дрейк
Великобритания, 1982, «Golden Hind»
Великобритания, 2009, Френсис Дрейк
Великобритания. Остров Мэн, 2003, Елизавета I, Френсис Дрейк
Венгрия, 1978, Френсис Дрейк
Виргинские острова, 1970/1974, «Elizabeth Bonaventura»
Виргинские острова, 1974, Френсис Дрейк
Виргинские острова, 1975, «Golden Hind»
Виргинские острова, 1980, Френсис Дрейк
Виргинские острова, 1980, Елизавета I
Виргинские острова, 1980, Посвящение Дрейка в рыцари
Виргинские острова, 1980, «Golden Hind»
Виргинские острова, 1997, Кругосветное плавание Дрейка
Гамбия, 2000, Дрейк, «Golden Hind»
Гвинея, 2001, Френсис Дрейк
Гвинея-Бисау, 1981, Френсис Дрейк
Кабо-Верде, 2006, Френсис Дрейк
Кабо-Верде, 2006, Френсис Дрейк, компас
Кабо-Верде, 2006, Френсис Дрейк, корабли
Кабо-Верде, 2006, Френсис Дрейк, карта
Катар, 1967, «Golden Hind»
Либерия, 2000, Френсис Дрейк
Мадагаскар, 1991, «Golden Hind»
Маршалловы острова, 2000, «Golden Hind»
Маршалловы острова, 2008, «Golden Hind»
Норфолк остров, 1994, «Golden Hind»
Норфолк остров, 1994, Френсис Дрейк
Палау, 1992, Френсис Дрейк
Палау, 1992, «Golden Hind»
Пенрин остров, 1981, «Golden Hind»
Пенрин остров, 1981, «Golden Hind»
Пенрин остров, 1984, «Golden Hind»
Сан-Томе и Принсипи, 1982, Фрэнсис Дрейк, «The Golden Hind»
Святой Елены остров, 2005, Френсис Дрейк, «The Golden Hind»
Сейшельские острова, 2009, Френсис Дрейк
Сент-Винсент, 1988, Английский флот и хронометр
Сент-Винсент, 1988, «Revenge» и барабан Дрейка
Сент-Китс, 1985, Карта острова Сент-Китс
Сент-Китс, 1985, «Golden Hind»
Сент-Китс, 1985, Френсис Дрейк
Сент-Китс, 1985, Герб Дрейка
Сент-Китс-Невис, 1970/1976, Френсис Дрейк и Джон Хоукинс
Сискей, 1993, Френсис Дрейк
Сьерра-Леоне, 1984/1985, «Golden Hind»
Танзания, 1999, Френсис Дрейк, Армада
Теркс и Кайкос, 1972, Ричард Гренвилл и галеон «Revenge»
Теркс и Кайкос, 2001, «Golden Hind»
Тристан-да-Кунья, 1980, «Golden Hind»
Тристан-да-Кунья, 1980, Маршрут плавания
Тристан-да-Кунья, 1980, Френсис Дрейк
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Френсис Дрейк
Эквадор, 2006, Френсис Дрейк, пиратский корабль
Великобритания, 1978.09.20, Почта британской армии. Операция «Дрейк»
Великобритания, 1988.07.18, Плимут. Памятник Дрейку
Великобритания, 2009.04.21, Тависток. Френсис Дрейк
США, 1980, «Golden Hind»