Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Сикейрос (Siqueiros) Хосе Давид Альфаро
(1896—1974)

Сикейрос (Siqueiros) Хосе Давид Альфаро (1896—1974)

Мексиканский художник — живописец, график и муралист, политический активист, участник коммунистического движения.

Давид Альфаро Сикейрос родился 29 декабря 1896 в мексиканском городе Камарго, провинция Чиуауа. В 1911 поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. С молодости ощущал себя революционером, в 1911 принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

С 1919 по 1922 Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 основал «Революционный синдикат работников техники и искусства» . С 1924 художник был одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, активно участвовал в организации профсоюзного движения и в международных коммунистических конгрессах, занимал пост главного редактора газеты «El Mundo», сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера.

В 1930 Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане — здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 Сикейрос жил и работал по преимуществу в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937—1939 Сикейрос участвовал в гражданской войне в Испании в качестве офицера Республиканской армии под командованием Энрике Листера. Свой чин подполковника он заслужил на передовой, командуя последовательно 46-ой, 52-ой, 82-ой, 88-ой бригадами, а затем и 29-ой дивизией. Он отличался в боях не только личной храбростью, но и задатками стратега.

Совершенно неожиданно для Сикейроса его отозвали с фронта и направили в распоряжение республиканской военной разведки, которая работала в тесном контакте с представителями советских спецслужб. Возможно, именно в этот период Сикейрос познакомился с некоторыми из них. Главным советником по безопасности у республиканцев был Александр Орлов, он же — резидент НКВД в Испании и руководитель операций по ликвидации лидеров испанских троцкистов. Рядом с ним работал Наум Эйтингон, известный тогда под именем Леонида Александровича Котова. Ему также не была чужда «антитроцкистская проблематика».

24 мая 1940 Сикейрос возглавил первую, «автоматную», операцию по ликвидации «Старика» (так обозначался Троцкий в секретной переписке НКВД); в боевой отряд вошли бывшие интербригадовцы, друзья-художники, а также братья Анхелики — Луис и Леопольдо. Всех их объединяла принадлежность к компартии и ненависть к Троцкому, которого по потенциальной опасности для Советской России боевики приравнивали к Франко и Гитлеру. Троцкизм воспринимался ими как предательство жизненных интересов пролетариата. Ни один из них не сомневался в том, что Троцкий и его последователи тесно сотрудничали с гитлеровскими спецслужбами, создавая «пятую колонну» не территории Советского Союза.

Облачившись в форму полицейских и вооружившись автоматами, доставленными из США тайными тропами, мексиканцы атаковали «крепость Троцкого». Только на стенах и потолке спальни следователи насчитали не менее двухсот пулевых отметин. «Свой» охранник Шелдон Харте распахнул металлическую дверь «крепости» перед боевиками, что облегчило операцию. Молниеносная атака парализовала других стражников, состоявших в основном из американских троцкистов, добровольно приехавших в Койоакан. Их растерянные лица маячили в оконных проемах, раскаленные свинцовые потоки крошили штукатурку, и кто-то из боевиков (по данным следователей — Леопольдо Ареналь) кричал исступленно-угрожающе: «Не двигаться, если хотите остаться в живых». Охранники умирать не хотели.

Расстреляв обоймы, нападавшие исчезли, растворились бесплотными призраками на пустынных дорогах и среди холмов. Вместе с ними ушел и Шелдон Харте.

Троцкому в тот раз повезло, он остался в живых, а мексиканская полиция «бросилась в погоню» за нападавшими. Для нее, в принципе, с самого начала не было сомнений в том, что покушение организовали агенты НКВД, несмотря на все опровержения, сделанные Сикейросом, который был арестован и подвергнут изматывающим допросам. Художник четко выдерживал линию поведения: эта операция была запланирована как акция устрашения и не ставила своей целью убийство Троцкого. Побудить правительство Мексики выслать Троцкого из страны — вот чего добивались нападавшие. По словам Сикейроса, он пытался захватить также «бесценные политические документы, которыми можно было бы доказать правительству и мексиканскому народу подоплеку деятельности Троцкого в нашей стране, раскрыть существующий сговор между ним и главарями международной реакции».

После покушения Сикейросу удалось скрыться. Из своего укрытия он посылал в газеты и журналы статьи с резкой критикой правительства и оправданиями своего участия в покушении. Один журнал опубликовал даже интервью с ним.

Лишь в октябре полиция получила сведения, что Сикейроса и его жену следует искать в небольшом городе Остопакильо, находящемся вдалеке от столицы. Туда выехал возглавлявший расследование полковник Салазар в сопровождении большого отряда полиции. Путём ряда следственных действий полиция узнала, что Сикейрос скрывается в близлежащих горах, где он вскоре был обнаружен и арестован.

На следствии Сикейрос не отрицал, что был руководителем группы, совершившей бандитский налёт, но упорно утверждал, что целью нападения было не убийство Троцкого, а лишь уничтожение его архивов. Он заявил также, что этой акцией предполагалось вызвать «психологический шок» в стране и использовать его для изгнания Троцкого из Мексики.

Приговорённый к длительному тюремному заключению, он спустя год был освобождён из тюрьмы под денежный залог. Сикейрос был доставлен в аэропорт, откуда с семьей отправился в Чили. Чилийская виза была получена с помощью поэта-коммуниста Пабло Неруды, занимавшего тогда пост генерального консула Чили в Мексике. Когда Сикейрос в 1944 вернулся в Мексику, пресса потребовала его немедленного ареста, но судебные органы сообщили, что его дело не может быть возобновлено, потому что досье на Сикейроса «таинственно исчезло».

В 1960 Сикейрос был вновь заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 власти освободили его под давлением международного общественного мнения. Он неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Художник скончался 6 января 1974 в городе Куэрнавака.


Мексика, 1967, Портрет Каррансы

Мексика, 1975, Автопортрет Сикейроса

Мексика, 1979, Аллегория национальной культуры

Мексика, 1979, «Студенты обогощаются культурой»

Мексика, 1981, Мученики Кананеа

Мексика, 1996, Автопортрет Сикейроса

Мексика, 2008, От порфиризма к революции

Мексика, 2009, Революционеры

Микронезия, 1998, «Крестьянская мать»

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня