|
|||
Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»«Расёмон» (羅生門 )Япония, 1950. Режиссер Акира Куросава.
Революционная лента о поиске истины, которая всегда где-то рядом, открыла для европейцев факт существования японского кино. А в исторической перспективе — породила самостоятельный жанр фильмов, воспроизводящих одно событие с разных точек зрения. В основу фильма положена новелла Акутагавы Рюноскэ «В чаще» (薮の中). Сюжет же одноименной новеллы Акутагавы «Ворота Расёмон» (羅生門) в фильме никак не используется, прослеживается лишь некоторые параллели между атмосферой рассказа и фильма. Один из самых гениально сконструированных фильмов всех времен. Его можно назвать памятником величию Акиры Куросавы. В этом фильме режиссер сумел объединить свой хорошо известный гуманизм с экспериментальным повествовательным стилем. Центральная часть фильма вращается вокруг четырех различных точек зрения на изнасилование женщины и смерть ее мужа в лесу. Действие происходит в XI столетии. Фильм открывается разговором между тремя мужчинами: дровосеком (Такаси Симура), священником (Минору Чиаки) и простолюдином (Кичиджиро Уеда). Все они спрятались от грозы в развалинах каменных ворот Расемон (так название рассказа Акутагавы и звучит в русском переводе). Священник рассказывает подробности суда, который он видел во дворе тюрьмы, когда была изнасилована Масаго (Мачико Кио) и убит ее муж-самурай Такехиро (Масаюки Мори). По мере того, как он объясняет, зрители видят четверых подсудимых: Масаго, бандита Таджомару (Тосиро Мифуне), дух Такехиро, который был вызван медиумом, и дровосека, который признается, что видел убийство. Точка зрения каждого из них излагается, причем «правда» меняется с выступлением каждого нового подсудимого. Хотя многие называли картину фильмом о поисках истины, скорее всего дело обстоит так, как на то намекает художник самой структурой картины — как и развалины ворот Расемон, гуманность, подаваемая Куросавой, разваливается на части и ей грозит полный коллапс. Тогда как философы забавляются, утверждая, что существует множество истин, логика утверждает, что истина только одна, и, в силу этого, трое, из дающих показания персонажей, лгут. Так как интересы Куросавы лежат в первую очередь в изучении человеческой природы (а не в философии или повествовательной структуре), выходит, что «Расемон» — лента не об истине, а о человеческой погрешимости, бесчестности и эгоизме. Как и большинство фильмов Куросавы, картина поражает игрой актеров, особенно завораживает образ бандита в исполнении Тосиро Мифуне. Снят фильм в черно-белом изображении. Главный приз на МКФ в Венеции в 1951. Премия «Оскар» в 1953 за лучшую черно-белую работу художников (Со Матсуяма, Х. Мотсумото). В 1952 фильм получил спецприз Киноакадемии как лучший иностранный фильм, выпущенный в прокат в США в 1951. (Михаил Иванов) Сан-Томе и Принсипи, 2009, Тосиро Мифуне в «Расемоне» Сент-Винсент, 2010, «Расёмон» |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|