Справочник «Художники»
Батони (Batoni) (Баттони) Помпео Джироламо
(1708–1787)
Итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма.
Батони родился в Лукке, в семье ювелира Паолино Баттони. Вероятно, уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. В 1727 или 1728 Батони уехал в Рим, где сперва зарабатывал на жизнь срисовыванием античных статуй. В Риме Батони учился у Агостино Мазуччи, Себастьяно Конка, возможно, у Франческо Империале.
Судьба Батони сложилась удачно. Уже в начале 1740-х у него не было недостатка в заказах на алтарные образы, мифологические, исторические и аллегорические картины, а в 1741 он был принят в члены Академии Святого Луки. Батони вошёл в Риме в большую моду, особенно после того, как его коллега и соперник Антон Рафаэль Менгс, представитель раннего неоклассицизма, переехал в 1761 в Мадрид.
Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать со всей Европы, ему заказывали портреты папы и монархи. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. В число его друзей входил Винкельман, и, подобно ему, Батони стремился в своей живописи к умеренному классицизму старых мастеров, в отличие от модного в то время стиля венецианских художников. Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760, сетовал, что итальянские художники «ни о чём ином не говорили и ни на что иное не смотрели, кроме как на работы Помпео Батони». Он стал столь авторитетным мастером, что многие современники, посвятившие ему страницы своих произведений, пытались разобраться, что такое «манера Батони», почему ему суждено было занять лидирующее положение в Риме и стать, по словам Винкельмана, «одним из лучших в мире». Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.
Первые произведения, в которых в общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х. В ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона Мага», 1755). Другой пример академически-изысканного стиля позднего барокко в его творчестве – «Экстаз св. Екатерины Сиенской» (1743).
С годами стиль художника трансформируется. Наряду с живописцами начала XVII в., среди которых можно назвать Гвидо Рени и Доменикино, на искусство Батони повлияли мастера позднейшего времени с их богатой палитрой – такие как Федерико Бароччи и Бенедетто Лути. Также не исключено влияние Корреджо и Пуссена. Однако важнейшим творческим предшественником для художника стал Рафаэль. Батони восхищался выразительностью фигур, классически-гармоничной композицией его полотен. Благодаря изучению рафаэлевского наследия художественный язык Батони с течением времени становится ясным и строгим.
Батони создавал аллегорические картины, полотна на сюжеты из Священного писания, древней истории, пробовал свои силы во фреске («Ахилл у дочерей Ликомеда», 1745, Флоренция, Уффици; «Падение Симона Мага», 1755, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели; «Диана и Купидон», 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Святое семейство», 1777; «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», 1765; «Воздержанность Сципиона Африканского», 1772 – все три в Санкт-Петербурге, Эрмитаж). Очень часто в сюжетах с аллегорическим подтекстом подчёркивается идея доблести, победы долга над личными привязанностями. К известнейшим работам Батони принадлежат «Воспитание Ахилла» (Флоренция, Уффици), «Бегство Энея и его семьи из Трои» (Турин), «Мария Магдалина» (Париж, Лувр), «Мир и Война». Батони также был знаменитым портретистом («Портрет императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского», Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет маркиза Джона Монтермера», Рэтленд, собрание герцога Бакли; «Портрет Джона Вудйира», 1750; «Портрет джентльмена», 1758 (?), Лондон, Национальная галерея; «Папа Бенедикт XIV, представляющий энциклику „Ex omnibus“», ок. 1760–1765; «Портрет папы Пия VI», 1775).
В 1769 за двойной портрет Иосифа II и Леопольда II Батони был удостоен в Австрии звания дворянина.
Благодаря Батони сложилась мода на так называемые «портреты Большого турне» (Большим турне называлась популярная среди британского высшего класса того времени традиция совершать путешествие по Европе). Посещая Рим, британские путешественники не упускали случая заказать себе у Батони портреты, где художник их изображал в окружении древностей, руин и произведений искусства. Таких портретов он создал свыше 200, и чем больше их появлялось в британских частных коллекциях, тем большую популярность приобретал этот жанр в Великобритании.
В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в «Святом семействе» композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещённая слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.
Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре. Будучи классическими по стилю, его произведения отличаются мастерством и точностью рисунка. Батони был выдающимся рисовальщиком, а рисунки античных древностей являются наиболее ценной частью его графического наследия.
Стиль Батони – блестящая и утончённая квинтэссенция античного искусства, произведений Рафаэля, академической живописи, сочетание традиций рококо с элементами неоклассицизма. Классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнажённых тел. В композиционных решениях рассудочность, рациональность получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Неоклассический стиль его работ тем не менее нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. Модели на портретах кисти Батони обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «философское» состояние.
Батони нельзя причислить к величайшим художникам, однако его живопись изящна, совершенна по форме и гармонична по цветовому решению.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи – классицизма конца XVIII века. Безусловная заслуга Батони – то, что благодаря ему искусство отошло от чрезмерного маньеризма, присущего XVII веку. Его мастерство портретиста и совершенное владение классическими формами оказали огромное влияние на других неоклассицистов, в частности таких как Антон Рафаэль Менгс и Доменико Корви. Традиции, воплощённые в «портретах Большого турне», были подхвачены в Англии Джошуа Рейнолдсом.
Батони был дважды женат: в 1729 – на Катерине Сети (умерла в 1742), а позднее, в 1742 – на Лючии Фаттори. Из его двенадцати детей трое сыновей были его помощниками в занятиях искусством.
Батони умер в Риме, и, согласно молве, завещал свою палитру и кисти Жаку Луи Давиду.
Гайана, 2004, «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком»