Справочник «Сюжеты марок в каталоге»
Сталь (Stael) Жермена Анна Луиза де
(1766—1817)
Жермена де Сталь была дочерью королевского министра финансов Жака Неккера и женой шведского посланника Эрика де Сталь-Гольштейна. Посвятив себя в молодости сочинительству, она своими романами оказала большое влияние на романтизм, но другой ее страстью — ничуть не меньшей, чем литературная,— была политика. Константин Батюшков так охарактеризовал ее: «Дурна как черт и умна как ангел». «Чересчур скорые движения и чересчур мужественные позы,— писал Бенжамен Констан,— нежный голос, от волнения срывающийся на редкость трогательным образом». Современники отмечали: «Беседовать с госпожой де Сталь в свете было весьма затруднительно: от собеседника требовалось только одно — дать ей возможность говорить». Она была одной из первых и, безусловно, самой яркой представительницей того типа женщин, которых Тургенев называл «эмансипе». А ее салон в эпоху консульства Наполеона стал одним из значимых политических центров всей Франции.
Впервые де Сталь повстречалась с триумфальным победителем австрийцев генералом Бонапартом 6 декабря 1797 года. Она не скрывала своего восхищения молодым гением и заявляла о готовности поддерживать его при условии, что он будет прислушиваться к ее советам. Разумеется, Наполеон, видевший удел женщин лишь в перманентном производстве детей и вязании, и не думал принимать от нее какие бы то ни было советы. В итоге отвергнутое самолюбие «бой-бабы XIX века» (так ее называл Бальзак) стало производить на свет не детей, а едкие памфлеты и романы, в которых в иносказательной форме критиковалась деятельность ставшего консулом Бонапарта. Парламентские речи ее друзей — посетителей салона (и в первую очередь члена трибуната Констана), обличающие всевластие первого консула, вызвали его раздражение. 10 февраля 1803 года долготерпению Бонапарта, уже ставшего пожизненным консулом, пришел конец: желая прекратить салонные сплетни, он запретил де Сталь жить в Париже, а 3 октября подписал приказ о высылке возмутительницы спокойствия из Франции, не то она «своими шуточками» «испортит» людей из его окружения, как уже «испортила» парламентариев. Впрочем, никаких грубых мер не последовало. О решении главы государства Жермена узнала лишь 15 числа и, не спеша собравшись, 23 октября выехала в Германию. Пропутешествовав пять лет по Европе, в 1808 году она решила вернуться во Францию и поселиться вдали от Парижа. Наполеон этому не препятствовал, но через два года, после публикации сборника «Письма и мысли князя де Линя» и обнаружения у нее оттиска ее главного памфлета «О Германии», не выдержал и вновь выслал диссидентку.
Всю оставшуюся жизнь де Сталь посвятила охаиванию любых действий Наполеона, а главное, самой его персоны. Все враги Наполеона автоматически становились ее друзьями, поэтому в 1812 году она записалась в русофилы.
Вот как описывала Жермена характер Наполеона: «Он не был ни добрый, ни злой, ни кроткий, ни жестокий в обыденном смысле... Я смутно чувствовала, что никакое движение сердца не могло на него действовать. Он смотрит на человеческое существо как на явление или вещь... все остальные является для него цифрами...».
Вернуться в Париж Жермена де Сталь смогла только после падения Наполеона в мае 1814 года.
Евгений Понасенков (Власть)
Франция, 1960, Жермена де Сталь
Швейцария, 1969, Жермена де Сталь
Франция, 1960.10.22, Париж. Мадам де Сталь