Philatelia.Ru
RussianEnglish
Великая французская революция
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Французская революция / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Тюссо (Tussaud, девичья фамилия Гроссхольц, Grosholts) Анна Мари
(1761—1850)

Тюссо (Tussaud, девичья фамилия Гроссхольц, Grosholts) Анна Мари  (1761—1850)

Создательница музея восковых фигур. Дочь городского палача Страсбурга, погибшего на Семилетней войне за два месяца до рождения Мари. Её мать работала экономкой у доктора Филиппа Вильгельма Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил юную Мари искусству работы с воском.

Первая выставка восковых работ Филиппа Кёртиса состоялась в 1770 и пользовалась большим успехом. В 1776 выставка состоялась в Пале-Руаяль в Париже. Следующая выставка на бульваре дю Тампль в 1782 явилась предшественником «Кабинета ужасов».

В 1777 Мари Гроссхольц создала свою первую восковую фигуру (Вольтер), а затем последовали Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин. О юной художнице узнали при дворе... В 1780 девушке было велено явиться в Версаль: отныне её обязанность — обучать мадам Элизабет, сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Появлялись всё новые и новые восковые фигуры, её мастерство изумляло придворных. Жизнь казалась безмятежной, будущее - ещё более блестящим.

Всё изменилось 14 июля 1789. После штурма Бастилии монархия пала, и Мари с матерью оказалась в тюрьме — в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Женщинам уже остригли волосы — на площади их ждала гильотина. Однако через некоторое время их неожиданно освободили. Почему, история умалчивает.

Придворная художница на свободе, но подозрения в симпатиях к осуждённым с неё не сняты. Мадемуазель Гроссхольц должна ещё заслужить доверие революционеров! И она заслужила его, изваяв посмертные маски тех, с кем каждый день встречалась в коридорах Версаля, в том числе Людовика и Марии-Антуанетты. Когда врагами революции были объявлены подданные Германии, и Кёртис, немец по национальности, вынужден был бежать из Парижа, Мари остаётся одна.

Однажды за ней пришли. Потребовали взять всё необходимое для работы и проводили в некий дом. В комнате наверху в металлической ванне остывало тело Марата, заколотого Шарлоттой Корде. Революционные гвардейцы ещё не успели увести преступницу, и Мари жадно впилась взглядом в лицо Шарлотты, запечатлевая в памяти её черты. Она механически делала свою работу, поглощённая неожиданной идеей. Вернувшись домой, приняла решение: создавать не только фигуры, но и целые сцены. Так появилась первая — Марат и Шарлотта.

В 1794 умер доктор Кёртис, и Мари унаследовала его дело. Ей было к тому времени 33 года. Через несколько месяцев она познакомилась с инженером Франсуа Тюссо и вскоре обвенчалась с ним. Через год у Мари родилась девочка, но прожила совсем недолго. Потом родились двое сыновей. Но вскоре Мари поняла, что сделала не слишком-то удачный выбор. Франсуа оказался любителем выпить и азартным игроком. Всё, заработанное женой, он умудрялся спускать в карты.

А спускать было что. Дела в мастерской шли превосходно, имя мадам Тюссо известно всему Парижу. Бывшая соседка по тюремной камере, а ныне императрица Жозефина, пригласила её во дворец Тюильри, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона...

В 1802 Мари ушла от мужа, оставила младшего сына у матери, а со старшим Жозефом отправилась в путешествие по Британским островам. Её восковые фигуры потрясли английскую публику, чтобы увидеть их, люди выстраиваются в очереди. В связи с англо-французской войной Мари Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию, и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. Но через два года — очередное испытание: грузовой пароход идёт на дно с большей частью коллекции. Мадам начала всё сначала — благо остались формы для отливки. Коллекция была воссоздана.

Путешествие Мари продолжалось тридцать три года. Она так никогда и не вернулась на родину. Очередной сезон открывался новыми фигурами: Вальтер Скотт и Шекспир, сэр Нельсон и маленькая девочка — будущая королева Виктория. На глазах современников в воске застывала История... В 1835 была учреждена первая постоянная выставка на Бейкер-стрит в Лондоне.

Мари-художницу по-прежнему особенно интересовали злодеи, совершившие громкие преступления. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешил ей доступ в тюрьму, и Мари снимала маски с преступников накануне казни, а иногда и после неё. Так постепенно она заселяет свою «Комнату ужасов».

К моменту смерти мадам Тюссо в 1850 (ей было 89 лет) её работы были известны далеко за пределами Англии. В 1884 благодаря её внуку, Джозефу Рэндалу Тюссо, у коллекции появился постоянный адрес 0на Мэрилебон-роуд.


Гвинея, 2011, Восковые фигуры

Гвинея, 2011, Мадам Тюссо

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня