Справочник «Художники»
Рубенс (Rubens) Питер Пауль
(1577—1640)
Фламандский живописец. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591—1594), О. Вениуса (ван Вена, около 1594—1598); мастер с 1598. В 1600—1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. В большинстве ранних картин Рубенса сказываются пережитки маньеризма, но отдельные работы уже предвещают новаторскую необычность его зрелого стиля.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже для первых картин, написанных Рубенсом на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского Возрождения с реалистическими традициями национального искусства. Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Рубенс сделал основным содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях; он передавал в своих произведениях впечатление неограниченного пространства, разрушал изолированность отдельных изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся, бесконечной вселенной. Композиции Рубенса, обычно полные декоративного размаха, асимметричны, подчинены беспокойному, сложному ритму, фигуры часто изображаются в бурном движении и резких ракурсах, широко применяются контрасты светотени. В первые годы жизни в Антверпене Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции, нарядные портреты и мифологические сцены. Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита. В 1612—1620 Рубенс, освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда»; «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619—1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты, два варианта «Страшного суда». В этих работах фигуры людей, античных божеств и животных сплетаются в сложнейшие, пронизанные безудержной динамикой композиционного построения. Рубенс отказывается от пёстрых, локальных красок; тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. Пейзажи Рубенс в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой.
К 1615—1620 Рубенс завоевал широкую известность и признание. С 1617 мастерская Рубенс выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Рубенс; в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. В портретной живописи Рубенса в 1620-е преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты, но художник обращался и к более простым, интимным решениям. Портреты Рубенса замечательны не столько глубиной психологических характеристик, сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, зримые проявления которой одновременно и идеализируют облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность; кисть Рубенса воспроизводит, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы человеческой кожи, позволяя ощутить в прозрачности и теплоте карнации биение горячей, пульсирующей крови.
Картины Рубенса 1630-х (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Центральное место в позднем творчестве Рубенса занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638-40, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Чувство бодрости и веселья воплощается в сценах из народной жизни. К 1630-м относится и большинство лучших пейзажей Рубенса.
Виртуозное живописное мастерство Рубенса показывают также многочисленные эскизы (эскизы убранства Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, 1634—1635) и рисунки, отличающиеся тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и кривых, изогнутых линий, а иногда и строго продуманной экономией в применении выразительных средств. Творчество Рубенса имело огромное значение для развития фламандской и всей европейской живописи.
Парагвай, 1989, «Воспитание Марии Медичи»