Philatelia.Ru
RussianEnglish
Детская литература
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Детская литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Коменский (Komensky) Ян Амос
(1592—1670)
«Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни»
«Orbis Sensualium Pictus»

Коменский (Komensky) Ян Амос (1592—1670)  «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни»«Orbis Sensualium Pictus»

Чешский писатель и педагог. Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки — на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы.

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 в Южной Моравии. Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Считается, что Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. В школе он проучился всего два года.

В 1611 руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в Гернборнский университет в Германии. В университете Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения. В 1614 больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам. В 1618–1621 Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городке — Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Мор, Кампанелла, Вивес.

Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.

В 1628 по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру.

В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников — «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков», переиздававшаяся во многих странах Европы и Азии.

В Лешно Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд «Новейший метод языков», в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.

В это время Коменский уже пользовался европейской известностью. В 1650 его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.

Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчетное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650—1654) он кроме «Мира чувственных вещей в картинках» написал ряд небольших педагогических работ, посвященных организации школы и методам обучения в широком смысле слова. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так на основе учебника «Открытая дверь языков» он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу — «Школа-игра».

В 1654 Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656, а в 1657 по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях.

В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 и названного «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих». В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформ человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию. Первые части этого труда («Панегерсия» — всеобщее пробуждение и «Панавгия» — всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 1930-х в Германии.

15 ноября 1670 Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.


Болгария, 1958, Портрет Коменского

Венгрия, 1992, Портрет Коменского

ГДР, 1958, Портрет Коменского

ГДР, 1958, Урок в школе

Польша, 1957, Портрет Коменского

Румыния, 1958, Портрет Коменского

Словакия, 1994, Медаль с профилем Коменского

СССР, 1958, Портрет Коменского

ФРГ, 1970, Портрет Коменского

Чехия, 2001, Ян Амос Коменский

Чехия, 2007, Коменский и его ученик

Чехия, 2008, Глобус с буквами

Чехословакия, 1935/1936, Ян Амос Коменский

Чехословакия, 1952, Ян Амос Коменский

Чехословакия, 1952, Ян Амос Коменский

Чехословакия, 1955, Медаль с профилем Коменского

Чехословакия, 1957, Место захоронения Коменского

Чехословакия, 1957, Коменский у кафедры

Чехословакия, 1957, Портрет Яна Амоса Коменского

Чехословакия, 1957, Иллюстрация из книги Коменского

Чехословакия, 1970, Ян Амос Коменский

Чехословакия, 1992, Ян Амос Коменский

Венгрия, 1992.03.27, Будапешт. Ян Амос Коменский

ГДР, 1958.08.07, Берлин. Ян Амос Комениус

Польша, 1957.12.11, Варшава. Коменский

Польша, 1970.11.20, Лешно. Ян Коменский

ФРГ, 1970.11.12, Бонн. 300 лет со дня смерти Коменского

Чехия, 1992.03.28, Угерски-Брод. Ян Коменский

Чехия, 2001.03.14, Прага. Роза и крест

Чехия, 2007.09.05, Прага. Солнце

Чехословакия, 1952.03.28, Прага. Ян Амос Коменский

Чехословакия, 1957.03.28, Прага. Название труда Коменского

Чехословакия, 1992.03.05, Прага. Подпись Коменского

Румыния, 1970, Ян Амос Коменский

Чехословакия, 1991, Посещение Коменским Влчициха

© 2003-2019 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня