Справочник «Сюжеты»
Бесков (Beskow, урождённая Маартман, Maartman) Эльза
(1874—1953)
Сказки
Шведская детская писательница и иллюстратор детских книг (в том числе собственных). Классик шведской детской литературы, одна из создателей жанра книжки-картинки.
Эльза Бесков родилась в 1874 в Швеции. Её детство было очень счастливым и каждое лето она проводила в старом сельском доме , среди лесов, холмов и полевых цветов. Здесь она начала рисовать природу, и ее книги замечательны точностью наблюдений за ней. Позже она вместе с мамой проводила каникулы у своих тетушек, и это время осталось в ее книгах сюжетами о Петере и Лотте, двух сиротках, который воспитывают Тетушка Зеленая, Тетушка Коричневая, Тетушка Лавандовая и Дядюшка Синий.
Когда Эльзе исполнилось восемнадцать, она уехала в Школу Искусств, где встретилась с Натаниелем Бесков, который немедленно влюбился в высокую, стройную девушку с золотистыми вьющимися локонами и яркими голубыми глазами. Они поженились в 1897 и отправились в старый дом с огромным садом в Дарнхольме. Там она написала шесть иллюстрированных книжек — по одной для каждого из своих шести сыновей. Ее первая книжка «Сказка про маленькую-премаленькую старушку» появилась в 1897. У маленькой-премаленькой старушки была любимая кошка. И вот кошка эта сделала что-то не то: то ли что-то разбила, то ли съела лишнее. Старушка рассердилась и сказала «Кыш!». Кошка обиделась и ушла. «И больше она никогда не вернется…», но … маленькими буквами вокруг последней иллюстрации все же проблеск надежды: «Но, может быть она все-таки вернется…». Всего за свою долгую писательскую работу она написала 33 иллюстрированных книги и и выступила как иллюстратор восьми сборников сказок. Бесков иллюстрировала шведскую азбуку и сборники песен для уроков музыки в шведских школах.
Книги Бесков переведены на многие языки, и тысячи детей и их родителей, бабушек и дедушек очарованы ее простыми и ясными историями, полными доброго юмора и тепла, с иллюстрациями, изобилующими деталями , присущими внимательному детскому взгляду на мир... Она умела сочетать умиротворяющее течение повседневной жизни с миром волшебства и фантазии. Таким образом, её цветы, ягоды и деревья выписаны подробно, но в то же время достаточно крупно, чтобы заполнить детское воображение. Бесков хорошо знала, о чем пишет, чтобы отметить и выделить существенные детали, её любовь к природе, особенно весенней поры, видна во всех ее книгах. Ее работы живые и радостные. и даже если в сюжете появляется какая-то опасность или неприятности, всегда остается твердая вера в то, что жизнь снова наладится и будет идти своим чередом. Возможно, Бесков интуитивно понимала то, как ребенок видит и чувствует , и именно это и сделало её книги такими популярными на протяжении всего века . И поэтому и в наши дни дети дети должны иметь возможность прочитать про имбирное печенье Тетушки Коричневой, или про приключения Улле с Королем Зимы.
На стиль произведений Эльзы Бесков значительное влияние оказали Закариас Топелиус и Ханс Христиан Андерсен. Книги, как написанные, так и иллюстрированные Эльзой Бесков, чрезвычайно популярны в Швеции, постоянно переиздаются. Один из залов в стокгольмском музее Юнибаккен посвящён произведениям Эльзы Бесков.
Швеция, 1969, Мальчик с овечкой на руках
Швеция, 2010, Дети леса
Швеция, 2010.01.28, Стокгольм. Ежик