Справочник «Сюжеты»
Ушинский Константин Дмитриевич
(1824—1870)
«Детский мир» и «Родное слово»
Вы, наверное, знаете сказки про гусей-лебедей, которые унесли у девочки ее братца, про курочку-рябу, про колобок, читали рассказ «Четыре желания», слышали и повторяли прибаутку про лентяя Тита: «Тит, иди молотить». — «Брюхо болит». — «Тит, иди кашу есть». — «А где моя большая ложка?» Все эти и многие другие сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский. Но это лишь малая часть того, что он оставил нам в наследство. Ушинский — основоположник русской народной школы, смелый новатор и мыслитель. Он много сделал для того, чтобы приблизить школу к жизни, чтобы знания были более доступными для усвоения, а обучение — интересным и полезным. Он считал просвещение главным рычагом подъема и преображения России. Закончив Московский университет, Ушинский пошел работать учителем. Он преподавал в Ярославле, в Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц. Везде он стремился к тому, чтобы изменить устаревшие приемы обучения, дать ученикам именно те знания, которые им пригодятся в жизни. Занимаясь с детьми, он убедился, что учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось зубрить их наизусть. Талантливый педагог, конечно, не мог смириться с этим. Два учебника, которые он написал для начальной школы, — «Детский мир» и «Родное слово» — были совсем не похожи на прежние. В них было все понятно и интересно. В свои книги Ушинский поместил сказки — некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что их волнует, окружает в жизни: о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях. Дети узнали, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором они живут, — все это дело рук людей, и поэтому самый нужный человек в обществе — человек труда. Книги Ушинского побуждали присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления, любить родной язык и литературу. А главное — учитель Ушинский просто и доходчиво объяснял, в чем состоит радость и счастье человека и что для этого надо делать. Он говорил, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек. А лодырь и лоботряс — это человек никчемный. Обучение родному языку, литературе и истории Константин Дмитриевич выдвинул на первый план. Несмотря на занятость, он находил время писать статьи, в которых излагал свои мысли о педагогике. Учение Ушинского выдержало испытание временем. Истинная жатва разумного, доброго, вечного — всего посеянного им в педагогике — продолжается.
СССР, 1974, Константин Ушинского
СССР, 1974.03.02, Москва. Константин Ушинский
Россия, 1999, Константин Ушинский
СССР, 1968, Памятник Ушинскому в Ленинграде