Справочник «Сюжеты»
Карл (Carle) Эрик
(род. в 1929)
«Очень голодная гусеница»
«The Very hungry caterpillar»
Американский художник-иллюстратор, известный всему миру как создатель необычных познавательных книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чаще всего он придумывает свои книги одновременно и как писатель, и как художник, и как дизайнер-конструктор. Иллюстрации делает в технике аппликации бумагой, раскрашенной вручную, создавая живописные и, в то же время, лаконичные изображения с особым языком визуальной экспрессии.
Эрик Карл родился в семье немецких эмигрантов. Его отец, в честь которого назвали мальчика, с детства мечтал стать художником, но так и не стал, так как родители отправили его изучать вопросы муниципального управления. Государственная служба его не прельщала, и он уехал в Америку. Там он работал в компании «Easy Washer», раскрашивая из пульверизатора стиральные машины. Мать художника, Иоганна, работала няней в семьях состоятельных американцев.
С детства Эрик Карл увлекался рисованием животных. Больше всего его интересовали насекомые. Именно тогда ему встретились и запомнились на всю жизнь герои многих его детских книг. Любил художник наблюдать и за домашними животными на ферме бабушки Омы; он рисовал этих животных и жизнь маленькой фермы.
Когда ему было шесть лет, семейство Карлов переехало обратно в Германию, в Штутгарт, и маленький Эрик пошёл в местную школу, где, в отличие от школ американских, активно применялись физические наказания. Да и сама жизнь в Германии с её маршами, парадами, принудительными лагерями отдыха для детей, пламенными, «гипнотизирующими» речами Гитлера, звучавшими по радио, погромами еврейских домов и магазинов разительно отличалась от всего виденного раньше. Неудивительно, что Америка в сознании ребёнка, а затем подростка навсегда осталась сказочной, мирной страной детства, куда он мечтал когда-нибудь вернуться…
Когда началась война, Эрик ещё учился в школе. Его отец был призван в армию, был ранен в сражении под Сталинградом и надолго пропал, оказавшись в плену.
После разгрома фашистской армии война докатилась и до Штутгарта. Самолёты союзников бомбили Германию. Немцы рыли туннели — убежища, где они прятались от снарядов и бомб. Детей отправили в эвакуацию. После войны Эрик Карл закончил академию искусств в Штутгарте; его приняли туда без экзаменов и на два года раньше положенного возраста. Затем пару лет работал художественным редактором рекламного отдела в журнале мод. В 1952 он вернулся в Нью-Йорк и многие годы он был художественным директором рекламного агентства — создавал плакаты, афиши, пригласительные билеты… И до тридцати девяти лет не обращал никакого внимания на детские книги.
Однажды его пригласили работать над проектом по созданию методических материалов для дошкольного и младшего школьного образования. Но тексты, а главное, сами материалы, выданные как образец для подражания, не воодушевили художника. «Они напоминали немецкую школу моего детства с маленькими окнами и твёрдыми карандашами. «Проект разработан учёными в области образования», — сказали мне. И всё равно я знал, что он не будет работать, что детям будет скучно, как было скучно ребёнку, живущему во мне», вспоминал он. Художник попробовал сделать нечто принципиально новое, нечто такое, что могло бы заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание и развить фантазию, что привнесло бы в эти сухие методические материалы элемент свободы и игры. Однако, несмотря на такое оформление, тексты пособий оставляли желать лучшего.
И тут произошло чудо. В одном издательстве известному американскому педагогу, редактору и детскому писателю Уиллу Мартину попался на глаза плакат с красным лобстером, сделанный Эриком Карлом. Плакат настолько удивил и заинтересовал Мартина, что он предложил художнику проиллюстрировать его книгу «Бурый Мишка, Бурый Мишка, что ты видел?» (1968). Эрик Карл и Уилл Мартин стали хорошими друзьями, но художник принялся сам писать для детей.
Первая его «авторская» книга «Раз, два, три… в зоопарк» (1968) не принесла большого успеха, хотя и была тепло встречена маленькими читателями. Надо было двигаться дальше. Но художник оказался в тупике: новая история никак не хотела складываться. Он задумал познавательную книгу, при помощи которой ребёнок знакомился бы с днями недели и учился считать. Книга должна была называться «Неделя с червячком Вилли». Карл уже целиком придумал конструктивное решение каждого разворота, используя сложную систему вырубки, но финал истории его не удовлетворял. И тут в процесс работы вмешался редактор. Редактором первых рисованных историй Карла была Энн Бенедьюс — впоследствии художник сделал с ней двенадцать книг. Когда он сказал, что история у него никак не получается, Энн предложила заменить бесхарактерного червячка — гусеницей. Идея обрела завершённость: возможность превращения героя в нечто иное оказалась как раз тем звеном, которого так недоставало Карлу. Эрик Карл доработал свою идею, и появилась книга «Очень голодная гусеница» (1970); он посвятил её своей младшей сестре Кристе, которая моложе его на двадцать один год. История по голодную гусеницу стала американским, а затем и мировым бестселлером для детей дошкольного возраста. Она была переведена на двадцать четыре языка (кроме русского) и продолжает переиздаваться во всём мире вот уже более тридцати лет.
Эта книга рассказывает о неделе, которую проводит гусеница, перед тем как закуклиться и стать бабочкой. Для того чтобы передать образ жизни голодной и вечно что-нибудь жующей гусеницы, художник использует вырубку в виде маленьких дырочек, которые его героиня прогрызает в разных предметах. Кроме того, художник играет с размером книжных страниц, увеличивая его по мере появления новых предметов. Ребёнок вовлекается в игру, с лёгкостью запоминает дни недели и учится считать.
«С этого времени, — говорит художник, — я стал пренебрегать всякой другой работой. С тех пор я стал работать над книгами для детей и для ребёнка в самом себе».
Все свои книги художник оформляет в технике аппликации раскрашенной вручную бумагой. Такая изобразительная техника — живая, свободная — делает книгу для детей не просто яркой и образной, но пробуждает фантазию, развивает творческие способности. Она как бы провоцирует его взять краски, самому раскрасить бумагу и — попробовать сочинить свою историю. Идея сочетания лаконичной изобразительной техники, целостного конструирования книги и познавательного сюжета оказалась весьма продуктивной. Художник создал целую серию книг-игрушек, посвящённых геометрическим фигурам, насекомым, животным, времени и часам.
Игра со страницами разного размера есть в книге «Ворчливая божья коровка» (1977). Читая и рассматривая историю путешествия божьей коровки, ребёнок учится определять время по часам и наблюдает за перемещением солнца. Узкая поначалу страница здесь постепенно расширяется. Каждый час соответствует новому животному. Если в начале книги героиня встречает небольших существ — осу, жука-носорога, богомола, воробья, рака… то постепенно животные увеличиваются, и на её пути встречаются горилла, носорог, слон и, наконец, огромный, протяжённостью в несколько разворотов кит. Подобное конструктивное решение позволяет художнику наглядно объяснить ребёнку, что звери бывают большие и маленькие. Шрифт в книге также меняется в зависимости от размеров животного. Сначала набор делается маленьким кеглем (8-10), затем он постепенно увеличивается, становясь почти плакатным на развороте с китом. Таким образом все элементы оказываются подчинёнными общей идее книги.
Элемент познавательности присутствует практически во всех книгах Эрика Карла. Ребёнок не только узнаёт о разных явлениях мира, но и учится образному мышлению, когда художник предлагает ему взглянуть на то, что его окружает, под несколько иным углом зрения. В любимой книге художника — «Хочешь ли ты быть моим другом?» (1972), которую он посвятил другу детства, ребёнок-читатель вместе с маленькой голубоглазой мышкой знакомится с различными животными. Но вначале он видит хвост и только потом уже самого зверя, который находится на другой странице.
В книге «Я вижу песню» (1973) разноцветная музыка преображает и делает радостным маленького скрипача, который в начале книги был просто чёрным. В истории про хамелеона (1975) ребёнок узнаёт, какие бывают цвета, следя не только за превращением хамелеона в загадочное животное, но и рассматривая вырубку, похожую на вырубку в записной книжке, которая потом оказывается частью радуги. А в книжку «Очень тихий сверчок» (1990) вмонтировано маленькое устройство, похожее на те, что бывают в музыкальных открытках; оно начинает звучать, как только ребёнок дойдёт до последней страницы.
Кого бы ни встречали читатели в его книгах: маленького мальчика, получившего на день рождения письмо-шифровку с указанием пути к месту, где спрятан чудесный подарок («Секретное поздравление», 1972), смешных разноцветных кошек («Кто видел моего кота?», 1973), трудолюбивого неразговорчивого паучка, к которому приходят знакомиться разные животные с фермы («Очень шумный паучок», 1984), маленького краба, которому очень нужен домик («Домик краба Хермута», 1987) — везде и всюду есть своя игра и — познавательный рассказ о различных явлениях окружающего мира. Любая из этих книг подойдёт и для совсем маленького ребёнка, и для того, кто уже ходит в первый класс. В то же время, каждый читатель непременно увидит в этих добрых историях что-то своё, глубоко личное…
Одна из последних работ Карла — книга «Флора и тигр» (1997) — состоит из девятнадцати коротких рассказов о животных. Однако сам художник считает, что это его первая «постаревшая» книга, в которой он не разговаривает с ребёнком на равных, а рассказывает ему истории из жизни с высоты своего возраста. Впрочем, несмотря на такое «старение», Эрик Карл по-прежнему остаётся одним из любимейших художников и писателей — как в США, так и во всём мире. Ежедневно он получает сотни детских писем с рисунками, рассказами, словами благодарности за книги, и такое признание — лучшая награда художнику.
Дарья Герасимова
Великобритания, 2006, Очень голодная гусеница
США, 2006, Очень голодная гусеница