Справочник «Художники»
Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735—1822)
Русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (1752-1755). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е—начало 1780-х — период расцвета творчества Левицкого. Уже в портрете Кокоринова (1769-1770, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Левицкий выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и других произведениях общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета XVII—XVIII вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773-1776, Русский музей) Левицкbq создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Левицкого; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти. С начала 1780-х в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма; в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-е и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Державина, к которому Левицкий был близок. Со II половины 1780-х, в период нарастающей неудовлетворённости Левицкого рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними. Однако и в поздние годы Левицкий создаёт ряд высокохудожественных произведений. После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого - одно из лучших проявлений русской художественной культуры II половины XVIII в., его преподавательская деятельность (в 1771-1787 он возглавлял портретный класс Академии художеств) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов.
Россия, 2004, Портрет Екатерины II
СССР, 1972, Николай Новиков
Россия, 1994, 250 лет со дня рождения Николая Новикова
Россия, 2012, Николай Новиков