Филателистический каталог
Детская литература
Именно от того, что ребенок прочитал в детстве, зависит, каким будет его внутренний мир, каким он вырастет, что из него получится в жизни. Бесконечное пестрое многообразие детских книг неизбежно будет радовать все новые и новые поколения детворы. Они вбирают в себя целый мир; все интересное, что бывает на свете, рано или поздно в них попадает. Поэтому естественно, что такой богатой теме посвящено много филателистического материала. И так же естественно, что этот материал нуждается в собственном каталоге. Перед вами попытка создания такого справочника.
Самый главный вопрос при составлении подобного каталога – а что, собственно, можно считать детской литературой? После длительных и тягостных размышлений, я пришел к решению, что произведения литературы, включаемые мною в каталог, делятся на три большие группы.
1. Произведения, которые были написаны специально для детей. С этими произведениями все понятно – они детские по определению. Сюда относятся как книги писателей, которые писали только или почти только для детей (например, Кэрролл, Успенский, Маршак) так и то, что «взрослые» авторы написали специально для юного поколения (Алексей Н. Толстой или Милн). Сюда же я отнес сказки, вне зависимости оттого, на какого читателя рассчитывал их автор (Пушкин свои сказки писал, как известно, для взрослых).
2. Литературные произведения, считающиеся «взрослыми», но которые наиболее известны в варианте, специально адаптированном для детей. Прежде всего, это относится к произведениям зарубежной классической литературы. Например, «Приключения Робинзона Крузо», пересказанные Корнеем Чуковским для детей, известна в России гораздо больше, чем истинные «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением , во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами» (именно так называется в оригинале и во «взрослом» варианте книга Дефо).
3. С третьей группой сложнее всего. Сюда я отнес те книги, которые и написаны были не для детей, и специально для них не перерабатывались, но, тем не менее, прочно вошли в круг чтения сегодняшней молодежи. Этот раздел самый многочисленный и самый субъективный. Понятно, что какой-то гипотетический вундеркинд может в десять лет осилить и «Улисса» Джойса, однако это скорее исключение. А вот приключенческие романы Купера, Стивенсона и Верна прочно перекочевали из родительских библиотек, для которых они, собственно и писались, в детские. Среди сегодняшних читателей детективов и фантастики школьники тоже составляют если и не большинство, то, по крайней мере, значительную часть.
Особая оговорка. Я отношу в этот раздел те произведения, которые молодежь читает по собственной инициативе, а не «проходит» в школе. К большому сожалению, у большинства школьная программа только отбивает желание читать. Поэтому Пушкин, например, «фигурирует» в моем каталоге благодаря своим сказкам, а не «Евгению Онегину». Марки, не относящиеся к сказкам, нужно искать в каталоге, посвященной «взрослой литературе».
Еще несколько слов о рамках, которыми я ограничивал себя при составлении каталога. Я отбирал только авторские произведения (единственным исключением является сборник «Стихи Матушки Гусыни»), поэтому, например, русские сказки значатся под именами тех литераторов, в чьей обработке они наиболее известны (Алексей Н. Толстой, Афанасьев). В каталог пока включены произведения писателей Европы, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Кадры из фильмов или мультфильмов, поставленным по детским литературным произведениям, представлены в каталоге наравне с иллюстрациями к книгам.
Каталог составлен по географическому признаку. Фамилии писателей располагаются в русском алфавитном порядке согласно общепринятому написанию. Если филателистические материалы отражают несколько детских произведений писателя, то для каждого из них существует отдельная страница.
Я выражаю глубокую благодарность всем, кто помогал мне при составлении этого каталога, прежде всего моим детям Роману и Кате, которые дали экспертную оценку многим представленным произведениям.