Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Кольцов Алексей Васильевич
(1809—1842)

Кольцов Алексей Васильевич (1809—1842)

Русский поэт. Родился в Воронеже в купеческой семье. Отец был потомственным торговцем скотом. Начальное образование Кольцов получил дома под руководством учителя-семинариста. В 1820 поступил в Воронежское уездное училище. Учеба затруднялась тем, что отец начал приучать единственного сына и наследника к торговой деятельности и через год забрал его из училища. Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Его кумиром был поэт Иван Дмитриев, в подражание которому написано первое стихотворение Кольцова «Три видения» (1825). На развитие Кольцова оказало влияние его общение с гимназистами и семинаристами, которые собирались для литературных бесед в книжной лавке Кашкина. Впоследствии его наставником стал воронежский семинарист Серебрянский, прививший Кольцову интерес к философии.

В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это сказалось в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832).

Переняв семейное дело, Кольцов успешно занимался прасольской деятельностью. Его первая стихотворная публикация (4 стихотворения) в 1830 была анонимной. Тогда же произошло знакомство Кольцова с публицистом Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и во время деловой поездки Кольцова в Москву (1831) ввел его в литературный круг, познакомил с Белинским. В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова «Вздох на могиле Веневитинова», «Мой друг, мой ангел милый…». В 1831 в «Литературной газете» было опубликовано одно из самых известных стихотворений Кольцова «Перстень» (позднее название — «Кольцо»). Эта публикация сопровождалась отзывом Станкевича о Кольцове.

В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным — так, влияние Жуковского чувствовалось в элегии «Не мне внимать напев волшебный» (1830). Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты. Вскоре обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборник «Стихотворения» (1835), средства на который собрали Станкевич и Белинский.

Лирический герой песен Кольцова — крестьянин («Песня пахаря», 1831, «Размышления поселянина», 1832, «Косарь», 1836). Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и других уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры.

Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях «Молодая жница» (1836), «Пора любви» (1837), «Последний поцелуй» (1838), «Разлука» (1840) тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Это отличало песни Кольцова от фольклорных любовных песен — как правило, менее разнообразных именно в описании эмоциональных нюансов. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями. Салтыков-Щедрин считал их главной приметой «жгучее чувство личности».

Переломным в творческом развитии Кольцова стал 1836. Круг его общения стал необычайно широк, в него входили многие выдающиеся литераторы, музыканты, художники, артисты Москвы и Петербурга. Кольцов познакомился с Вяземским, Одоевским, Жуковским. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын отечества», «Московский наблюдатель». По замечанию Каткова, Кольцову, несмотря на недостаток образования, были доступны «самые утонченные чувствования, самые сложные сочетания душевных движений». Пушкин опубликовал стихотворение Кольцова «Урожай» (1835) в «Современнике». На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес» (1837).

В 1836—1837 Кольцов много писал в жанре дум. В них он пытался разрешить важнейшие религиозно-философские вопросы: связь человеческой жизни с тайной мироздания, пределы познания. О тематике дум говорят их названия — «Царство мысли» (1837), «Человеческая мудрость» (1837), «Божий мир» (1837), «Жизнь» (1841). Некоторые критики видели в думах Кольцова «претензии полуграмотного прасола на философское умничанье», другие считали, что они «красноречиво говорят за необыкновенную личность самоучки».

Кольцов собирал народные песни, однако относился к ним скептически, считая, что они «похабщиной битком набиты. Стыдно сказать, как наш русский народ бранчлив». В 1840 Кольцов писал Белинскому: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем… Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли — и сесть в горницу, читать, учиться».

Умер Кольцов в Воронеже 29 октября 1842.


СССР, 1959, Алексей Кольцов, косарь

СССР, 1969, Алексей Кольцов

СССР, 1959.10.15, Воронеж. Алексей Кольцов

СССР, 1969.10.15, Воронеж. Алексей Кольцов

Россия, 2011, Бюст Кольцова в Воронеже

СССР, 1959, Алексей Кольцов

СССР, 1969, Алексей Кольцов

СССР, 1987, Бюст Кольцова в Воронеже

СССР, 1974.07.11, Бюст Кольцова в Воронеже

СССР, 1979.04.05, Памятник Кольцову в Воронеже

СССР, 1984.02.28, Бюст Кольцова в Воронеже

СССР, 1984.04.13, Памятник Кольцову в Воронеже

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня