Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Алешин (настоящаа фамилия Котляр) Самуил Иосифович
(род. в 1913)

Алешин (настоящаа фамилия Котляр) Самуил Иосифович (род. в 1913)

Русский драматург. Родился в Замброве (Польша) в семье врача и учительницы. В 1935 окончил промышленный факультет Военной академии моторизации и механизации Красной Армии, работал в конструкторском бюро. Во время Великой Отечественной войны был инженером танковых войск, воевал на Сталинградском фронте, в промежутках между боями писал свою первую пьесу «Мефистофель» (1942, опубл. 1963), в которой, не без злободневно-публицистического прицела, традиционный дьявол немецкого средневековья «очеловечивается», пережив земную любовь. В 1941–1946 выступал на страницах журналов «Крокодил» и «Огонек» с юмористическими рассказами. После демобилизации до 1952 работал руководителем лаборатории в автотракторном НИИ (в 1946 защитил кандидатскую диссертацию).

Первая опубликованная пьеса – «Директор» (поставлена в 1950 в Московском Театре драмы). Построив ее по формальным стандартам распространенных во второй половине 1940-х – начале 1950-х «производственных» пьес, автор сумел, однако, избежать привычного для подобного жанра рассмотрения узко-технологических проблем, сделав упор на психологическом раскрытии характера главного героя, в духе времени натуры целеустремленной, успешно выдерживающей испытания на нравственную прочность в экстремальных производственных и семейно-бытовых ситуациях. Намеченный в «Директоре» мотив полной и бескомпромиссной самоотдачи как высшего проявления верности своему призванию был развит в пьесе «Все остается людям» (1959), поставленной почти одновременно в крупнейших театрах страны, а в 1963 экранизированной. Ее герой, ученый-физик, сраженный в расцвете сил и таланта смертельной болезнью, самоотверженно стремится в отпущенное ему время завершить свою научную работу. Свойственный драматургии Алешина философско-публицистический аспект особенно отчетлив здесь в сценах диспута Дронова со священником Серафимом Николаевичем, показанным, вопреки канонам официального атеизма, умным и тонким психологом, вдумчивым собеседником и искренним гуманистом.

В основе пьесы «Лестница» (другое название «Проблема», 1976) лежит острый, драматически спрямленный конфликт таланта и бездарности в научной среде. В пьесах на ином социальном материале Алешин также тяготеет к «пограничным ситуациям», ставящим героев перед ответственным, «экзистенциальным» нравственным выбором на пороге решающих поворотов в их судьбе (писатель накануне операции на сердце – «Палата», 1962; безымянный танкист в немецком плену, предпочитающий смерть предательству, – «Каждому свое», 1965). Проявляя постоянный интерес к документально обоснованному сюжету, Алешин в то же время стремится к обобщенно-типизирующему его осмыслению, допускающему художественный вымысел («повесть в диалогах» «Дипломат», 1967–1977, рассказывающая о дипломатической миссии Михаила Литвинова в 1919–1920 по обмену военнопленными).

В пьесах, посвященных проблемам частной жизни, любви и брака, драматург, следуя своим неизменным принципам личной ответственности и нравственного максимализма, выступает столь же бескомпромиссным демиургом и судьей изображаемых им событий (драмы «Одна», 1956; «Главная роль», 1964; «Другая», 1968; «Гражданское дело», 1974; «Если...», 1975; «Тема с вариациями», 1979). При этом с годами мотив бескорыстной любви к ближнему как истинной жизненной опоры, противостоящей и эгоизму честолюбия, и прагматизму материального преуспеяния, выступает все отчетливее («Очаг», 1991).

Опора на прототипические образы и сюжеты, характерная для целого пласта драматургии Алешина, сочетается с неустанными (хотя и не всегда успешными) жанровыми поисками. Большинству произведений Алешина, не сходящих с отечественной сцены на протяжении многих лет, присуща энергия театрального действия, выразительность образов, стремительность развития конфликта, «жизненное» сочетание «серьезного» и «смешного», отсылающее к «смешанному» жанру мелодрамы, идет ли речь о комедии («Ее превосходительство», 1979; «Восемнадцатый верблюд», 1983), психологическом детективе («Следствие показало...», 1984) или своеобразных современных моралите («Сказки для взрослых детей», 1996).


Россия, 2003, 100 лет со дня рождения Николая Черкасова

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня