Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Решетников Федор Михайлович
(1841—1871)

Решетников Федор Михайлович (1841—1871)

Русский писатель. Родился в Екатеринбурге. Отец был мелким почтовым служащим «из детей канцелярских служителей», мать — «дьяконовская сирота», скончавшаяся, когда мальчику не было года. Будущий писатель воспитывался у дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы. После окончания начальной школы (1847—1851) был принят в Пермское уездное училище, где в 1855 «за вынос из почтовой конторы пост-пакетов с бумагами» был отдан под суд и после двухлетнего судебного разбирательства сослан на 3 месяца в Соликамский монастырь на покаяние. Окончив училище (1859), работал в Екатеринбургском уездном суде (в июне 1860 исполнял обязанности начальника горнозаводского стола); в мае 1861 добился перевода на должность регистратора казенной палаты в Перми, где сблизился с либеральной интеллигенцией, найдя в Белинском и Добролюбове своих «нравственных учителей».

Первые литературные опыты Решетникова, поэма «Приговор» (1860) и стихотворная драма «Панич» (1861) не сохранились. В «Пермских губернских ведомостях» опубликовал два очерка, в том числе «Святки в Перми» (1862), тогда же начал работать над «этнографическим очерком» о жизни бурлаков «Подлиповцы», записывал песни горняков, закончил драму в стихах «Раскольник» и первую прозаическую повесть «Скрипач», которые послал в журнал братьев Достоевских «Время», но напечатаны они не были.

В августе 1863 Решетников переехал в Петербург, поступил на службу в департамент министерства финансов, сняв квартиру в рабочем квартале рядом с кабаком. Подрабатывал публикацией в газете «Северная пчела» очерков «На палубе», «Складчина», «Лотерея», «Горнозаводские люди» (с подзаголовком «Рассказ полесовщика»), проникнутых состраданием к тяжкой доле бедняка и социальным критицизмом.

В 1864 с помощью брата Н.Г.Помяловского сблизился с редакцией «Современника», где в том же году была напечатана его повесть «Подлиповцы», открывшая период активного сотрудничества молодого писателя с журналом и дружбе с его издателем Некрасовым. Правдивое и безжалостное в своей фактографической точности изображение жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни отдаленного по тем временам края — Пермской губернии вывело автора «Подлиповцев» в ряд наиболее ярких представителей бытописательно-обличительной отечественной литературы середины XIX века. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни, в основе которой лежала не беллеристическая интрига, но социальная коллизия, а описательность традиционного этнографического очерка обогащалась историко-критическим динамизмом. Следующее произведение Решетникова, опубликованное в «Современнике», повесть «Ставленник» (1867), продиктованная намерением автора создать «роман из духовной жизни», перекликалась с «Очерками бурсы» Помяловского.

Летом 1864 Решетников познакомился со своей землячкой, выпускницей Петербургского повивального института С. Каргополовой, которая вскоре стала его женой и сподвижницей. В 1865 писатель совершил длительную поездку на Урал (Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил), собирая материал для задуманной им серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих (с этой целью в Мотовилихе сам Решетников работал на Демидовском заводе), следствием чего стали романы «Горнорабочие» (1866); «Глумовы» (1866—1867), где впервые в русской литературе была показана забастовка, которой рабочие встретили манифест о «царской воле» — крестьянскую реформу 1861; «Где лучше» (1868), по композиции близкий поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», повествующий об уральцах, ушедших после реформы «из земли рабства» искать своей доли, испытавших муки на соляных и золотых приисках, строительстве железной дороги и, наконец, оказавшихся в Петербурге.

Ни один из упомянутых романов, публиковавшихся на страницах журналов «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», из-за цензурных и иных обстоятельств не был завершен, однако в совокупности с очерками «Рабочие лошади», «На большой дороге» (оба 1866), «Очерки обозной жизни» (1867) они предложили масштабную панораму жизни рабочего Урала.

Свойственное демократической литературе «шестидесятников» стремление показать, как жестокая и несправедливая школа жизни уродует человека, гибнущего или искажающего свою сущность под воздействием гнетущих обстоятельств, корректируется в творчестве Решетникова раскрытием смутного брожения надежд и настоятельной воли к жизни героев из народа, нередко автобиографичных (повесть «Между людьми», 1865; рассказы «Макся», 1867, «Кумушка Мирониха», 1865, «Николай Знаменский», 1867; роман «Свой хлеб2, 1879, где изображено стремление женщины в конфликте со своей мещанской, купеческо-чиновничьей средой обрести независимость в честном труде). Творчество Решетникова нашло живой отклик в литературной и широкой читательской среде.

Умер Решетников в Петербурге 9 (21) марта 1871.


Россия, Екатеринбург. Почтовый двор

Россия, Екатеринбург. Почтовый двор

Россия, 1995, Музей Решетникова в Екатеринбурге

Россия, 2001, Музей Решетникова в Екатеринбурге

Россия, 2013.10.10, Екатеринбург. Верстовой столб у дома-музея Решетникова

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня