Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Сковорода Григорий Саввич
(1722—1794)

Сковорода Григорий Саввич (1722—1794)

Украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—1753 (по другим данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в селе Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 1770-х вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Сковороде принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен Сковороды, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.


СССР, 1972, Григорий Сковорода

Украина, 1997, Григорий Сковорода

СССР, 1972.12.03, Киев. Георгий Сковорода

СССР, 1972.12.03, Чернухи. Георгий Сковорода

Украина, 1992.12.03, Полтава. Григорий Сковорода

Украина, 1997.12.03, Чернухи. Григорий Сковорода

СССР, 1972, Григорий Сковорода

Украина, 1994, Григорий Сковорода

Украина, 1995, Григорий Сковорода

Украина, 2007, Кавалеридзе, памятник Сковороде

СССР, 1990.11.01, Памятник Сковороде в Киеве

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня