Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Чавчавадзе Илья Григорьевич
(1837—1907)

Чавчавадзе Илья Григорьевич (1837—1907)

Грузинский писатель и общественный деятель. Родился в княжеской семье. В 1857 поступил в Петербургский университет. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революционно-демократического направления грузинской литературы. Один из организаторов движения «Тергдалеулеби». С 1864 Чавчавадзе сочетает литературную деятельность со службой в государственных и общественных учреждениях. Он состоял членом комиссии, которая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьей. Многие годы был председателем общества по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под редакцией Чавчавадзе выходила газета «Иверия». В 1879 был председателем правления грузинского драматического общества. В 1906 Чавчавадзе избрали в Государственную думу России, где он выступал против института смертной казни. Из-за своих политических и национальных взглядов подвергался резким нападкам со стороны грузинских социал-демократов. 30 августа 1907 Илья Чавчавадзе с супругой ехал из Тбилиси в свое имение. По дороге, близ Мцхета, в местности Цицамури, на них напали террористы из партии социал-демократов и застрелили снискавшего среди современников большой авторитет и уважение общественного деятеля. Кавказский военный трибунал присудил убийцам Ильи Чавчавадзе казнь через повешение. Супруга Ильи княгиня Ольга Гурамишвили обратилась с прошением о помиловании к генерал-губернатору, утверждая, что будь ее супруг живым, поступил бы так же, признав в своих убийцах заблудших несчастных братьев.

Чавчавадзе рассматривал литературу как одну из форм познания действительности. Изучение жизни Чавчавадзе считал основополагающим моментом процесса художественного творчества. Решительный противник теории «искусства для искусства», Чавчавадзе требовал от искусства общественной значимости, идейности, активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие серьёзное воздействие на деятельность грузинских шестидесятников, выражены в «Записках проезжего» (1861).

Чавчавадзе-писатель чутко откликался на явления современной действительности; он обличал в своих произведениях крепостнические порядки и широко отразил процесс разложения феодального уклада. Поэмы «Видение» (1859), «Несколько картин, или Случай из жизни разбойника» (1860), повесть «Рассказ нищего» (1859—1862) показывают бесправие трудового народа, сословно-классовые противоречия в грузинском обществе. Чавчавадзе твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостническом обществе, невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий последовательно революционным путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации крепостнических отношений. Сатирическое обличение помещичьего быта в повести «Человек ли он?» (1859—1863) вызвало негодование грузинского дворянства. Чавчавадзе поднимал в своих произведениях большие общественно-исторические проблемы. В 1887 он закончил повесть «Отарова вдова», в которой осветил взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Чавчавадзе в целом носит патриотический гражданский характер. Многие из его лирических стихотворений, начиная с написанного в 1857 «Горам Кварельским», рисуют картины родной природы. Но и в таких произведениях Чавчавадзе звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стихотворение «Муша» (1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей общественного служения вдохновлена поэма «Отшельник» (1883), в которой Чавчавадзе философски переосмыслил народный сюжет. Язык поэзии Чавчавадзе — живой, образный, подлинно народный. Произведения Чавчавадзе переведены на многие языки мира.

В 1987 Священный Синод Грузинской Православной Церкви обсудил заслуги Ильи Чавчавадзе перед богом и Родиной и постановил причислить к лику святых Илию Чавчавадзе и наречь его именем Илиа Праведный.


Грузия, 2000, Илья Чавчавадзе

СССР, 1958, Илья Чавчавадзе

СССР, 1987, Илья Чавчавадзе

СССР, 1962.11.27, Тбилиси. Илья Чавчавадзе

СССР, 1962, Илья Чавчавадзе

СССР, 1975.11.28, Музей Чавчавадзе в Кварели

СССР, 1976.12.31, Памятник Чавчавадзе в Кварели

СССР, 1979.10.10, Памятник Чавчавадзе и Церетели

СССР, 1981.10.26, Памятники Бараташвили, Чавчавадзе и Церетели

СССР, 1984.12.25, Памятник Чавчавадзе и Церетели

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня