Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena),
Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena)
(около 810—около 877)

Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena) (около 810—около 877)

Средневековый философ. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот – Шотландец). Переехал во Францию и в начале 840-х появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность и поставлен во главе Палатинской академии. Покровительство монарха позволяло Эриугене вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов.

В умственной атмосфере Запада той эпохи Эриугена представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но отчуждённость; его подлинная духовная родина — мир греческой мысли, его философская вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христианское оформление в творчестве греческих авторов Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима Эриугена впервые перевёл на латинский язык и занимался их истолкованием). Эриугена решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой для него не существует. Его главное сочинение «О разделении природы» уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина Эриугена понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеческой личностью, но как присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое что» (De divis nat. 11, 28). Доктрина Эриугены представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; Эриугена отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как «ничто», как своё самоотрицание. Мистическое учение Эриугена о человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, Эриугена явился одним из основателей и радикальнейших представителей средневекового реализма. В целом грандиозные умственные построения Эриугены были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в XIII веке его пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и одновременно подвергаются церковному осуждению (например, на поместном Парижском соборе в 1210). В общей исторической перспективе система И. С. Э. лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к немецкому идеализму конца XVIII—начала XIX веков. Эриугена писал также стихи. В его поэтических опытах, где в латинскую речь вкраплено необычайное количество греческих слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума.


Ирландия, 1977, Эриугена

© 2003-2022 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня