Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Плотин (Πλωτίνος)
(204/205–270)

Плотин (Πλωτίνος)(204/205–270)

Древнегреческий философ-платоник, основатель неоплатонизма. Единственный источник сведений о его жизни – написанная его учеником Порфирием «Жизнь Плотина». Плотин родился в г. Ликороле, Египет (на этом основании его в позднейшей литературе именовали «египтянином»). Обратился к изучению философии достаточно поздно, на 28 году жизни: 11 лет он был учеником Аммония («Саккаса») Александрийского, после чего, сопровождая войско императора Гордиана, отправился на восток с целью изучения философии персов и индусов. После возвращения из неудачного похода поселился в Риме (244–245), начал собственную преподавательскую деятельность. Развивая философию в традиционном платоническом духе, Плотин поначалу ничего не записывал, пока его об этом не попросили его ученики Амелий и Порфирий. После смерти Плотина все его записанные сочинения опубликовал Порфирий. Он придал всему изданию систематический характер (т.е. расположил трактаты не в хронологическом порядке их написания, а в тематическом) и назвал их «Эннеады», то есть девятки, потому что все 54 трактата были распределены на шесть частей по девять трактатов в каждой части. Принято ссылаться на трактаты по изданию «Эннеад», обозначая римской цифрой одну из шести эннеад (I–VI), а арабской – порядковый номер трактата внутри эннеады (1–9).

В первой эннеаде собраны трактаты, посвященные антропологии, во второй и третьей – природе и космосу в целом, в четвертой – учению о душе, в пятой – об уме, в последней шестой – о едином. Таким образом, план корпуса воспроизводит структуру платонического универсума, продвигаясь от более низшего к высшему.

Превыше всего как первоначало – Единое, которое «по ту сторону сущности. Оппозицией Единому выступает темная (а единое – это свет и «солнце») и лишенная вида материя, не-бытие, начало зла (I 8). Материя провоцирует высшее к переходу в низшее, являясь для высшего как бы зеркалом, в котором каждая ипостась порождает свое подобие: Ум отпадает от Единого и подобием его оказывается Душа, Душа отпадает от Ума, а от Души как ипостаси отпадают частичные души, ниспадающие в людей, животных и растения. В целом структура бытия ограничена сверху сверх-сущим Единым и не-сущей материей. Для разграничения уровней бытия Плотин использует указательные слова «там» и «здесь»: под «тамошним» имеется в виду умопостигаемый космос и душа, «здешнее» – чувственный падший мир.

Понять материю в гипостазированном смысле возможно только применительно к низшей границе бытия, но чаще Плотин использует понятие материи в аристотелевском смысле (как оппозицию всякой вышележащей форме). Поэтому первой «материей», приведшей Единое к первому множеству, оказывается Ум как чистое бытие. В Уме мысль и мыслимое совпадают, поэтому Ум осуществляет свои замыслы непосредственно и в такой материи, которая не отличается от него самого (V 9, 5–6). Ум творит идеальные первообразы, тогда как в здешнем мире нам приходится довольствоваться подобиями. В отличие от чувственного космоса, который находится в определенном месте, умопостигаемый мир, не будучи разделен пространственными барьерами – повсюду (V 9, 13, 13–14). Так же и душа, хотя и локализована в некотором теле, но, когда отрешится от него, станет поистине свободна в познании истины. Сфера истинного бытия всегда открыта для души, ей нужно только уметь вернуться к себе самой, познать свою истинную природу. Возможность такого возвращения обеспечена тем, что душа не целиком выступает из умопостигаемого космоса – всегда остается некая ее часть, которая «находится там» и созерцает чистое бытие, хотя для земного сознания это и остается незаметным (неосознаваемым). Бессмертная человеческая душа (по Плотину, бессмертны также души животных и растений, см. IV 7) может достичь возвращения к своей изначальной природе путем очищения от тела и уподобления божеству (I 2). Цель истинного философа – «подражание божеству», он должен стремиться не к добродетели (это ведь особенность человеческого существования, у богов «добродетели» нет), а к умопостигаемому.

Презрение к телу и восхищение умом отраженны в его текстах. Пребывание души в земном теле показывает, что данная бессмертная душа прежде совершила грех дерзости, – этим теоретическим постулатом объясняется тот любопытный факт личной биографии Плотина, что «он стыдился своего тела», и ни в коем случае не соглашался на то, чтобы его запечатлел художник.

Универсум Плотина статичен, как по-своему статичны и обе крупнейшие системы античности – платоновская и аристотелевская. Всякая низшая ступень в плотиновском космосе вечно рождается от высшей, причем высшая вечно остается неизменной и, порождая, не терпит ущерба, а низшая – не претерпевает никакого развития. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости. Вечно прекрасен созерцающий сам себя Ум. Вечно Душа устремляется к Единому и «проявляет заботу» о созданном ею Космосе. Космос вечно вращается круговым вращением и в подлунной его части вечно чередуются возникновение и гибель. Вечно взаимное истребление животных, вечны войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире. Здешний мир Плотин уподобляет театральной пьесе: зло в мире так же необходимо как отрицательные персонажи, и в любой драме – не все герои, но есть и рабы. Но из этого не следует, что божество не заботится о мире. Мир не лишен разумного плана, зло привносит разнообразие и даже украшает пьесу, – для нас же всегда открыт путь «отсюда» «туда». «Бежим в дорогое отечество!» – призывает Плотин. Такое отношение Плотина к настоящему и здешнему, его устремленность к прошлому и тамошнему как единственному пристанищу для затерянной в просторах космоса души, – характерные приметы не только его индивидуальной позиции, но и того последнего этапа в развитии античной философии, который Плотин открывает.

Мария Солопова


ООН (Штаб-квартира в Нью-Йорке), 1990, Гробница Плотина

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня