Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Лемонье (Lemonnier) Камилл
(1844—1913)

Лемонье (Lemonnier) Камилл (1844—1913)

Бельгийский романист. Учился в Лувенском университете (которого не окончил), служил чиновником в городском управлении в Брюсселе. В 22 года вышел в отставку, чтобы полностью отдаться литературной деятельности. В своих романах Лемонье отражает процесс превращения Бельгии в передовую капиталистическую страну, сопровождавшийся коренной ломкой привычного социально-экономического уклада. В романе «Последний барон» Лемонье показывает, как под натиском капитала разрушаются старые рыцарские замки; в романе «Смерть» — как капитализм проникает в деревню и разрушает ее, порождая бредовую жажду обогащения; роман «Конец буржуа» (1892) посвящен быту крупной буржуазии; в романе «Happe-Chair» воспроизведен быт рабочих, создающих богатства для своих хозяев, капиталистов, и вместе с тем обреченных на безысходную нужду и деградацию.

Лемонье отрицательно относится к капиталистической действительности. Ему равно чужды и враждебны капиталистический город и капиталистическая деревня с ее расслоением крестьянства на зажиточное кулачество и бездомных бродяг («Самец»). Выход из создавшегося положения Лемонье видит в отрицании машинной, капиталистической цивилизации, в проповеди возвращения к неиспорченной и здоровой природе (роман «Адам и Ева», 1899), к ремесленному труду, который он идеализирует в романах «В прохладных недрах леса» (1900) и «Как течет ручей» (1909).

Эта же тема развита и в других его произведениях, например в «Ветрогоне» (1901), в котором Лемонье рисует молодого человека, приехавшего из города в деревню, мечтающего о социалистическом преобразовании общества, но мало-помалу изменяющего своим планам и с радостью и увлечением отдающегося повседневному труду столяра. Идеализацию тихой, не охваченной капиталистической лихорадкой жизни провинции мы находим в последних романах Лемонье — «Божий человек» (1903) и «Благовест» (1910).

Лемонье — выдающийся представитель бельгийского реализма XIX века. Его называли «бельгийским Золя». Он видел в человеке продукт наследственности и среды, уделяя много места вопросам психопатологии. Так, в романе «В плену страсти» (1897) Лемонье описывает патологическую любовную страсть молодого человека, изуродованного католической системой воспитания, обессилившей его волю и силу сопротивления. Роман «Одержимый» раскрывает моральную опустошенность и тайную разнузданность официального судьи общественной нравственности. Психологии парижской «звезды», живущей любовью, посвящен роман Лемонье «Клодина Ламур» (1893). Той же проблеме любовных отношений в условиях капиталистического города посвящены и другие его произведения: «Преступление мадам Шарве» (1895), «Путь женщины» (1898), новеллы «Милостыня любви» (1897) и «Тайная жизнь» (1898). Критики называли Лемонье «художественной совестью» страны, строго судившей все возникающие явления в художественной и общественной жизни. Лемонье написал более 50 томов разных произведений, среди них большой труд, посвященный Бельгии (1888), в котором он дает картину состояния современной Бельгии и ряд монографий о Менье, Ропсе, Эмиле Клаусе. Он первый обнаружил талант Курбе, творчеству которого посвятил блестящий очерк, сразу обративший внимание и на критика и на художника. Последним произведением Лемонье были «Воспоминания писателя».


Бельгия, 1977, Камилл Лемонье

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня