Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Аполлинер (Apollinaire) Гийом (настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Кастровицкий)
(1880–1918)

Аполлинер (Apollinaire) Гийом (настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Кастровицкий) (1880–1918)

Французский поэт начала ХХ века. Родился 26 августа 1880 в Риме. В 1887 вместе с матерью и младшим братом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже св.Карла. В 1896–1897 в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.

В 1899 семья Кастровицких обосновалась в Париже. Устроился служащим банковской конторы. В 1901–1902 работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье. В 1902 вернулся в Париж; стал редактором финансового издания «Спутник рантье». Занялся журналистской деятельностью, писал небольшие статьи для журналов «Европеец», «Солнце», «Мессидор», «Социальная демократия». В том же году опубликовал несколько стихотворений и рассказов, один из которых – «Ересиарх» был подписан псевдонимом Гийом Аполлинер. Завязал узы дружбы с поэтами Максом Жакобом и Андре Сальмоном; вместе с ними основал в 1903 журнал «Эзопово празднество», просуществовавший до 1904 (вышло восемь номеров). Стал завсегдатаем литературных кафе; познакомился с плеядой признанных мэтров и будущих знаменитостей; в беседах и спорах впитывал новаторские идеи, рождающиеся в космополитической среде молодых поэтов и художников; в свою очередь и они испытывали на себе сильное воздействие его личности. В 1905 произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства ХХ века. Печатался в журнале «Стихи и проза», издаваемом поэтом-символистом Фором. В 1907 написал ради заработка два эротических романа – «Подвиги молодого Дон Жуана» и «Одиннадцать тысяч дев». Выступал с лекциями в Салоне независимых художников о поэтах и поэзии. С 1909 стал вести рубрику художественной критики в журналах «Непримиримый» и «Французский Меркурий»; большой резонанс вызвала его статья «Поэзия символистов». В мае 1909 опубликовал поэму «Песнь несчастного в любви», в декабре – поэтическую прозу «Гниющий чародей», в 1910 – сборник рассказов «Ересиарх и компания», в марте 1911 – стихотворный сборник «Бестиарий, или Кортеж Орфея». Открыл в «Французском Меркурии» раздел «Курьезы», который вел до самой смерти.

7 сентября 1911 по подозрению в соучастии в краже «Джоконды» из Лувра заключен в парижскую тюрьму Санте; 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления. В 1912 вместе с друзьями основал журнал «Парижские вечера» (с 1913 его директор), призванный информировать публику о новых тенденциях в поэзии и живописи. В феврале 1912 напечатал самое лирическое из своих стихотворений «Мост Мирабо», а в декабре – поэму «Зона», которая выдвинула его на первое место среди современных поэтов. В июне 1913 по следам февральской выставки итальянских футуристов написал статью «Футуристическая антитрадиция». В мае 1913 выпустил книгу «Художники-кубисты: Размышления об искусстве», где доказывал право каждого художника на творческий поиск; после ее выхода был признан глашатаем и теоретиком кубизма. Тогда же издал сборник стихов 1898–1913 «Алкоголи». Этот сборник, как и «Размышления об искусстве», рассматривались поэтами-модернистами в качестве программных. «Алкоголи» утвердили беспунктуационное письмо, которое Аполлинер впервые использовал в «Зоне». В 1914 опубликовал несколько экспериментальных стихотворений, набранных в форме рисунков (каллиграмм).

После начала Первой мировой войны обратился 10 августа 1914 с просьбой о предоставлении ему французского гражданства и отправке на фронт. 6 декабря мобилизован и определен в артиллерийский полк в Ниме. Подал прошение о переводе его на передовую; в апреле 1915 послан в Шампань; служил в пехотных войсках под Реймсом. Находясь в окопах, регулярно посылал во «Французский Меркурий» очерки о ходе военных действий и стихотворения. 10 марта 1916, наконец, получил французское гражданство. 17 марта был ранен в череп осколком снаряда; в мае трепанирован. Демобилизован; возвратился в Париж, где погрузился в активную творческую деятельность.

В 1916 выпустил сборник рассказов «Убийство поэта»; в одном из них смоделировал универсальный образ судьбы поэта, отданного на растерзание толпе. В июне 1917 осуществил постановку своей пьесы «Груди Тирезия», вызвавшей общественный скандал. В декабре выступил с лекцией «Новое сознание и поэты», ставшей его поэтическим завещанием. В 1917–1918 активно публиковался в журналах, подготовил несколько сценариев для фильмов, написал две пьесы и комедию «Казанова». В апреле 1918 издал стихотворный сборник «Каллиграммы».

Умер в Париже 9 ноября 1918, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.

В манифесте «Новое сознание и поэты» Аполлинер сформулировал взгляд на задачу поэзии, которая должна соответствовать современной эпохе с ее небывалым техническим прогрессом. Пафос его – в утверждении необходимой связи новаторства с национальными культурными традициями и в понимании высокой миссии поэта-провидца, открывающего или предугадывающего истины. Творчество Аполлинера в полной мере воплотило эти поэтические принципы.

Творчество Аполлинера отличает богатство и разнообразие тем – от лирики до гражданских мотивов, от средневековых легенд до фронтовых стихов, от кратких (4–5 строк) сказов о животных («Бестиарий») до крупных эпических полотен. Тематический арсенал расширяется за счет «космополитизма» поэта. Славянин по рождению, проведший детство в Италии, подданный Франции, проживший год в Германии, посетивший Англию и Нидерланды, он наполняет свою поэзию разнонациональными сюжетами («Ответ запорожских казаков константинопольскому султану», «Эмигрант из Лэндор-Роуд», «Пасха в Нью-Йорке», «Рейнская ночь», «Синагога», «Исфагань», «Жалоба солдата-артиллериста из Дакара»). Кроме того, он помещает действие своих поэм в самые различные временные пласты – от библейской эпохи до современности. Такой широкий хронологический охват – свидетельство его глубочайшей эрудиции.

Творчество Аполлинера – значительное явление французской культуры начала ХХ века. Ему было суждено заполнить промежуток, образовавшийся между двумя крупными литературно-художественными течениями – символизмом, который уже становился историей, и сюрреализмом, который только что зарождался. И не только заполнить, но и дать мощный импульс дальнейшему развитию поэзии.


Монако, 1980, Гийом Аполинер

Монако, 1996, Гийом Аполинер

Франция, 1961, Гийом Аполинер

Франция, 1961.05.20, Париж. Гийом Апполинер

Франция, 1980.11, Париж. Аполлинер и художники

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня