Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Бейль (Beyle) Анри Мари (Стендаль, Stendhal)
(1783—1842)

Бейль (Beyle) Анри Мари (Стендаль, Stendhal) (1783—1842)

Французский писатель. Родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя. Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь, а в качестве псевдонима использовал фальшивый титул («барон де Стендаль»). Правильнее всего назвать его революционером-аристократом, снобом с республиканскими убеждениями.

В школе Бейль усиленно занимался геометрией, видя в этом единственную возможность уехать из Гренобля и вырваться из-под власти отца. В шестнадцать лет ему удалось добиться разрешения поступить в парижскую Политехническую школу. В мае 1800 записался добровольцем в армию. Участие в итальянской кампании 1800–1802 оказало на него определяющее влияние. Юность, свобода, любовь, опасности и музыка вызвали в нем прилив энтузиазма, а страстную привязанность к итальянскому народу он сохранил до конца своих дней.

Во время наполеоновских походов Бейль занимал должность офицера интендантской службы и, несомненно, преувеличивал пережитые им ужасы. Он принимал чаще всего косвенное участие во многих крупных сражениях, в том числе в Бородинском, и при отступлении из Москвы выказал мужество и твердость духа. Однако по внутреннему своему складу он не годился ни для воинской службы, ни для чиновничьей карьеры. Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом.

Книга «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой. Однако позже, в трактате «О любви» (1822), проявилась склонность Стендаля к самоанализу. Как и в его великих романах, откровенная мечтательность сопровождается здесь сухим разоблачительным анализом безумной склонности к мечтам.

Вынужденный покинуть Милан по настоянию австрийской полиции, которая справедливо подозревала его в связях с карбонариями, Стендаль вернулся в Париж и стал зарабатывать на жизнь работой в газетах и журналах. Он выпустил памфлет в защиту романтиков «Расин и Шекспир» (1823); написал на скорую руку биографию Россини (также изданную в 1823); составил путеводитель «Прогулки по Риму» (1829) и целую серию обзорных статей, появившихся без имени автора во французских и английских журналах (в переводе).

Первой его попыткой в беллетристике стал роман «Арманс» (1827). Следующий роман, «Красное и черное» (1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге – примерно 1826–1830).

Июльская революция 1830 избавила Стендаля от финансовых затруднений: ему удалось вновь поступить на государственную службу. Свободное время он всецело отдавал творчеству. Задуманный в трех томах роман был оставлен после двух первых книг; сатира на французских политиков, исповедующих принцип «золотой середины», получила название «Люсьен Левен» (1834–1836; опубликована полностью в 1929) – по имени главного героя. «Ламьель» (1839–1842; опубликован полностью в 1928), комический роман о воспитании чувств замечательной девушки, также не был завершен, осталось несколько его редакций. Стендаль издал множество «Итальянских хроник» (1837–1839) на основе ренессансных рукописей и памфлетов, найденных им в Риме; написал ряд автобиографических книг, из которых лучшая – «Жизнь Анри Брюлара» (1835); во время своих многочисленных отпусков путешествовал по Франции и впоследствии опубликовал размышления о родной стране под названием «Записки туриста» (1838). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр – «Пармскую обитель» (1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое видение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Лев Толстой, и Хемингуэй. Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Челлини. Однако это глубоко современный роман (его действие завершается в начале 1830-х), рисующий послереволюционное возрождение деспотии. Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену. Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842.


Монако, 2008, Стендаль

Франция, 1942, Портрет Стендаля

Франция, 1983, Портрет Стендаля

ГДР, 1983.01.23, Стендаль. Портрет Стендаля

Италия, 1983.12.11, Парма. Стендаль

Франция, 1955.05.20—28, Гренобль. Дни Стендаля в Гренобле

Франция, 1955.05.23, Гренобль. Праздник Стендаля

Франция, 1982/1983, Гренобль. Стендаль

Франция, 1983.11.12, Гренобль. Портрет Стендаля

Франция, 1983.11.12, Париж. Портрет Стендаля

Франция, 1983.11.12, Сан-Мартин. Стендаль

Франция, 1993, Гренобль. Профиль Стендаля

Франция, 2007, Стендаль

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня