Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Суворин Алексей Сергеевич
(1834—1912)

Суворин Алексей Сергеевич (1834—1912)

Русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Ф. Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру — так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе — его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман «В конце века. Любовь» (1893) признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант — талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает «Русский календарь», вскоре приобретший всероссийскую известность, позже — огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины XIX века. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным — от художественных альбомов («Дрезденская галерея», «Лондонская галерея», «Императорский Эрмитаж», «Палестина») до технических и справочных изданий («Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия»). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу — в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С. Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты — организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры — репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В. Крылова и С. Литвина (Эфрона) «Контрабандисты». После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907—1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А. Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А. С. Суворин».

Как драматург, Суворин известен пользующеюся большим успехом драмой «Татьяна Репина» (1889); такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (1883). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины». Другие литературные произведения Суворина: вступительный этюд к изданию «Горя от ума» (1886) и подробный анализ подделки пушкинской «Русалки» (1900).


Россия, 2009, Алексей Суворин

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня