Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Солера (Solera) Темистокле
(1815—1878)

Солера (Solera) Темистокле (1815—1878)

Итальянский поэт, композитор и дирижер. Сын патриота, участника революционных движений 1812, заключенного в крепость Шпильберг. Маленький Темистокле по воле австрийского императора был послан в школу Марии-Терезии в Вене: в привычках Франца Йозефа I было беспокоиться о судьбе членов семей приговоренных. Юношей он сбежал из школы и присоединился к бродячей цирковой труппе (ходили разговоры о любовной истории между мальчишкой-беглецом и зрелой директрисой цирка). И если его карьера жонглера и канатоходца завершилась очень скоро, она была только первым этапом в длинной серии приключений.

1830-е принесли ему первый литературный успех: поэтические произведения «Молодой поэт», «Веселые письма» и «Микелина», сцены из жизни холерного Милана 1836. В 1839 он встретился с Верди. Сотрудничество между Верди и Солерой принесет следующие плоды: романс «Изгнанник» для голоса и фортепиано, и, оперы «Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Жанна д’Арк» и «Аттила». Сотрудничество не обходилось без инцидентов (в либретто «Ломбардцев» известный в то время комедиограф и поэт Риккардо Кастельвеккио обнаружил прямые заимствования из одного своего либретто и обвинил Солеру в плагиате), но продолжалось и приносило плоды вплоть до 1845. В этот год поэт бросил неоконченное либретто «Аттилы» (его завершил Франческо Мария Пьяве), чтобы последовать за своей женой в Мадрид.

Жена Солеры, сопрано Тереза Розмини, была певицей, выступавшей с переменным успехом. В Ла Скала она с таким треском провалилась в «Джемме ди Верджи» Доницетти, что решила оставить Италию и попытать счастья в Испании. В Мадриде Солера не ограничился ролью «мужа сопрано», но стал одной из значительных фигур местной музыкальной жизни: был даже импресарио Театра Реал, открытого в 1850. Он пробил себе дорогу и при мадридском дворе, быстро завоевав расположение королевы Изабеллы II и посвятив ей поэму на испанском языке «Завоевание Йоло».

В кровавой политической атмосфере тех лет, характеризуемой карлистскими заговорами, Солера стал доверенным лицом королевы и ее информатором (услуги, которые королева оказывала итальянцу, при дворе стали предметом двусмысленных выводов). Однако, когда настал момент разоблачения одного дворцового заговора, земля начала гореть у него под ногами: ему удалось избежать покушения от рук карлистов и он из осторожности вернулся в Италию. И все же он вернется в Испанию во второй раз, в 1858-ом году, чтобы оказать новые услуги королеве и принять на себя миссию посла в Лиссабоне, которая, однако, останется безрезультатной. С завершением этой миссии навсегда закончится испанский период Солеры. Что касается королевы Изабеллы, она будет низвергнута десять лет спустя.

В Италии Солера оказался в нищете. После того, как он оставил неоконченным либретто «Аттилы», мосты, связывавшие его с Верди, были сожжены. Более того, между поэтом и музыкантом происходил обмен обидными высказываниями. Попытка воссоздать их союз, предпринятая дирижером Анджело Мариани, оказалась неудачной. И все же Верди ценил Солеру-писателя настолько высоко, насколько не доверял Солере-человеку. Композитор даже утверждал (возможно, преувеличивая), что Солера «мог бы стать первым поэтом эпохи, если бы у него голова была на месте». Остается фактом, что, без Верди Солера, хотя и возвратился к деятельности либреттиста, а также сохранял некоторую репутацию в качестве композитора (из его опер «Ильдегонда» и «Крестьянин из Альяте» некоторое время оставались в репертуаре), начал приближаться к закату.

Постоянно одолеваемый денежными трудностями, Солера нашел способ использовать свой опыт homo politicus, приобретенный при испанском дворе. В 1859 к нему обратился Наполеон III, который нашел в Солере идеальную фигуру для оказания тайной помощи многим итальянцам. Так Солера превратился в тайного агента. Но мирный договор, подписанный в Виллафранке Наполеоном III с Австрией на следующий день после побед при Сольферино и Сан Мартино, вызвал у итальянцев чувство возмущения. Был возмущен и Солера, который внес свой — непрямой — вклад в эти успехи. В любом случае, он продолжил свою шпионскую деятельность. Его приняли на службу в органы общественной безопасности южных провинций и бросили на борьбу с разбоем в Базиликате. Именно здесь он реализовал самое значительное предприятие этой новой фазы своей жизни: человека закона и порядка (хотя и не в ортодоксальном смысле), а не литературы и музыки. В устроенной им засаде он собственными руками убил, после яростной рукопашной схватки, бандита Серравалле, наводившего ужас на Луканию, известного под прозвищем Дон Паоло, и предстал перед начальством с отрезанной головой бандита, прикрепленной к стволу ружья.

Всего этого было достаточно, чтобы вокруг Солеры образовался почти мифический ореол, которому, однако, суждена была короткая жизнь. Благодаря делу Серравалле он стал комиссаром полиции: сначала во Флоренции, где развил также бурную деятельность торговца антиквариатом, а потом в Палермо, Болонье и Венеции. В 1868 он переехал в Египет, в Александрию: хедив Измаил Паша (тот самый, который заказал Верди «Аиду») пригласил его реорганизовать местную полицию. Беспокойство и авантюрный дух побуждал Солеру к непрерывной перемене мест и деятельности. Он жил в Лондоне, Париже, Вене. До тех пор, пока неудачные коммерческие операции снова и на этот раз окончательно не привели его к нищете.

Cолера заканчивал свою жизнь в Милане, в мрачном одиночестве. Забытый всеми, он умер на заре 21 апреля, в день Пасхи 1878. Его последнее произведение, найденное после смерти — гротескная поэма «Медиум».


Либерия, 2001, «Набукко»

Либерия, 2001, Набукко на коне

Сан-Марино, 2001, Верди, «Набукко»

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня