Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Хандке (Handke) Петер
(р. 1942)

Хандке (Handke) Петер (р. 1942)

Австрийский писатель. От неоавангардизма (роман «Шершни», 1966, пьеса «Каспар», 1968) перешел к реалистическому стилю, раскрывая проблематику отчуждения человека в современном мире (повести «Нет желаний, нет счастья», «Короткое письмо перед долгим прощанием» — обе 1972).

Один из знаковых писателей в современной немецкой литературе. Австриец по происхождению, после учебы на юридическом факультете в Граце он покинул родину и поселился в Западной Германии. Его теперь называют самым чутким индикатором меняющихся интересов немецкой интеллигенции послевоенного поколения. В 1964 он начал работу над своим первым романом «Шершни», который уже через два года сделал его очень известным. Впервые имя Хандке появилось на страницах театральной прессы в 1966, а через два года его пьесы заняли лидирующее место среди постановок драматургов Западной Германии. Тогда же под натиском Хандке распалось известное литературное объединение «Группа 47». Повесть Хандке «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» — классический образец такого неоавангардистского экспериментаторства и, очевидно, один из лучших образцов, коль повесть переведена на многие языки мира.

В творчестве Хандке игра со словесными конструкциями иногда доходила до предела, за которым уже ничего не могло быть. В одной из его пьес герои просто стояли у рампы и выкрикивали в зал предложения, констатирующие этапы жизни человека: «Я родился», «Я стал совершеннолетним» и так далее. В сборнике «Ветер и море» (1970) опубликован сценарий радиопьесы «Шорох шороха», состоявшей только из шумов — звук при падении пальто на кровать, при падении пальто на мраморную доску… Все это самоуверенное «оживление» языка было вначале интересным и вызывающим, но, призванное помочь дойти до первозданного смысла сущего при помощи слов, на деле никак не помогало: живая действительность не становилась ближе, а таяла и исчезала в рассудочных словесных играх.


Но уже «Короткое письмо к долгому прощанию» (1972) написано в традиционной манере.

Многие произведения П. Хандке экранизированы. Нашим зрителям знакомы фильмы по его повестям «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1972) и «Небо над Берлином» (1987), снятые Вимом Вендерсом.

В 2006 Хандке отказался от премии Германа Гейне, в связи с тем, что немецкие власти ранее осуждали писателя за его просербскую позицию по югославскому вопросу и речь над могилой Слободана Милошевича, в которой писатель сказал, что «Милошевич защищал сербский народ».

Уже более 15 лет Хандке живет во Франции, оставаясь при этом одним их крупнейших немецкоязычных писателей. Когда в 2004 Эльфриду Елинек уведомили о том, что она стала нобелевской лауреаткой по литературе, она отказывалась от премии, утверждая, что из всех австрийцев ее должен был получить Петер Хандке.


ФРГ, 1995, Кадр из фильма «Небо над Берлином»

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня