Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Мушфиг (псевдоним, настоящее имя Исмаилзаде Микаил Мирза Кадыр-оглы)
(1908—1939)

Мушфиг (псевдоним, настоящее имя Исмаилзаде Микаил Мирза Кадыр-оглы) (1908—1939)

Азербайджанский поэт, автор многих превосходных лирических стихов, поэм и сказок. Родился в Баку. Его отец Мирза Кадыр, учитель бакинской школы «Саадат» («Счастье»), писал стихи. Им было написано либретто для оперы видного азербайджанского композитора Муслима Магомаева «Шах-Исмаил».

Микаил Мушфиг в раннем возрасте потерял родителей. Осиротевшего малыша взяли под свою опеку его родные. В 1915 Микаил поступил в русско-татарскую школу. Завершив начальное образование, он в 1920 поступил в бакинскую учительскую семинарию. В 1931 Мушфиг оканчил Высший педагогический институт и в течение нескольких лет преподавал литературу в бакинских школах.

Глубокий интерес к литературе, особенно к поэзии, проявился у Мушфига еще в ученические годы. Он начал писать с 1926 и за короткое время стал одним из признанных азербайджанских поэтов. С 1930 по 1935 он издал десять сборников стихов. Наряду с Вургуном, Рустамом, Рзой и Рагимом, создавшими первые образцы азербайджанской поэзии, плодотворно разрабатывал современную тему и Мушфиг. Созидательная деятельность освобожденного народа давала поэту богатый материал для его произведений.

С первых же шагов на литературном поприще Мушфиг выступил как революционный романтик, крепкими нитями связанный с современностью и умеющий видеть прекрасное будущее своего народа. В отдельных стихах Мушфига встречались нотки грусти, элегические настроения, навеянные воспоминаниями о невзгодах детства. Однако такого рода мотивы не были присущи его творчеству в целом и носили преходящий характер.

Поэт обладает большим социальным оптимизмом. Он любил жизнь и людей, восхищается гулом трудовых кипучих будней. О чем бы поэт ни писал, какой бы темы ни касался, он стремился прежде всего воспеть новое, осмыслить и показать сущность и закономерности его развития.

В стихах Мушфига «Лучшее стихотворение», «Клятва», «Новый юноша», «Горы», «Гость», «Пароход и шторм», «Песня школьника», «Революция», «Земля и трактор», «Соревнование» раскрывалось светлое жизнелюбие человека. Поэт не забывал и о ранах прошлого. Порой, хотя и в несколько сентиментальных тонах, вспоминал он горечь былых дней. Но именно эта горечь, как утверждал поэт, позволяла глубже познать смысл новой жизни и оценить ее по достоинству.

В произведениях на интимно-лирические темы поэт также стремится раскрыть духовный мир нового человека. В этом отношении показательны стихи «Твои глаза», «Чтоб опять был тот сад», «Ветры», «Ночь», «Телеграфные провода», «Тар». И в любовной лирике поэта господствует дух оптимизма.

Чувства поэта неразрывно связаны с его временем, с главным содержанием эпохи. По мнению Мушфига, любовь вне труда, любовь, изолированная от общей борьбы, не приносит радости. Сильную сторону творчества Мушфига составляет его умение в обычном, будничном явлении найти истинную поэзию, поднять его до большого художественного обобщения.

Приметы нового, новая техника, ГЭС предстают у Мушфига как образы высокой поэзии — дела человеческих рук, обогащающие и украшающие жизнь.

Среди стихов поэта — много сюжетных, где в ярких картинах рисуются деяния советских людей. Стихи эти отличаются глубиной наблюдений, живостью, лаконичностью, образностью языка. Как тонко чувствующий художник, Мушфиг хорошо видел изменения в общественной жизни, быту и духовном мире людей, умел изображать конфликты, связанные с этими изменениями.

В творческом наследии Мушфига большое место занимают поэмы («Среди буровых», «Гая», «Мой друг», «Дядя Джаби», «Пастух»). Значительный, хорошо построенный сюжет, драматизм событий, полнота характеров, естественность диалогов — вот что составляет главное достоинство эпических произведений поэта. В лучших из них мы видим широкие картины жизни, убедительное раскрытие внутреннего мира людей.

Поэма «Среди буровых» — одно из первых произведений азербайджанской поэзии, посвященных труду нефтяников. Поэт рисовал кипучую жизнь нефтяников, их новаторский труд на одном из нефтяных промыслов Баку. В процессе созидательной творческой деятельности раскрываются характеры героев, духовный мир нового человека. Автор показывает, как труд переделывает сознание людей. Особенно тепло обрисованы молодые энтузиасты труда, нефтяники Гурген и Гюльавдам.

В сатирической поэме с ироническим названием «Мой друг» огонь сатиры направлен против алчных, пустых, лишенных каких бы то ни было принципов и убеждений людей. Разоблачается пошлый и беспринципный обыватель. Возвышенные цели чужды ему. Он постоянно думает только о своем благополучии. «Что попало тебе в руки, тут же сожри» — вот «жизненная философия» этого карьериста и тунеядца. Поэма пронизана тонким юмором, в авторских отступлениях привлекают внимание исполненные большого смысла изящные в своей точности афоризмы.

Высокая поэтичность и благородная простота присущи также переводам Мушфига. Он переводил на родной язык образцы мировой поэзии, учась сам и оставляя новым поколениям все те богатства и мудрость, которые содержали в себе произведения таких классиков, как Лермонтов и Шевченко. В его переводах на азербайджанский язык опубликованы «Цыганы» и «Полтава» Пушкина, рубаи Хайяма, отрывки из «Шах-намэ» Фирдоуси, стихи Чаренца, «Кулацкий бунт» Безыменского и много других произведений. Несомненно, велика роль переводов и в художественно-эстетическом развитии самого Мушфига. В формировании его мировоззрения, в обогащении его языка, в усовершенствовании поэтического мастерства чувствуется сильное и благородное воздействие тех литературных произведений, которые он переводил на азербайджанский язык.

Поэт был полон сил и творческого порыва, когда, выступая перед собравшимися на III пленуме Союза писателей Азербайджана (19 марта 1937) со стихами, созданными в форме рубай, стремился искренне передать свое ощущение времени, свои настроения и мечты. Очевидцы говорят, что участники пленума долго и бурно аплодировали стихам, состоящим из 45 четверостиший, которые он прочитал собравшимся. Однако, возможно, что среди аплодировавших был и тот, кто уже собрал компромат на Мушфига, чтобы сорвать «белый парус» поэта в атмосфере взметнувшегося «черного ветра» — террора и репрессий. С стихи из цикла «Листки раздумий» были опубликованы в «Литературной газете» 18 апреля 1937, а уже в следующих номерах той же газеты начиналась компания клеветы и обвинений поэта как «врага народа». 8 января 1938, после непродолжительного заседания суда, Мушфигу был вынесен смертный приговор, который вскоре и был приведен в исполнение (12 марта 1939).

Гасан Гулиев


СССР, 1973.03.22, Памятник Мушфигу в Баку

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня