Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Лажечников Иван Иванович
(1790, по другим источникам 1792, 1794–1869)

Лажечников Иван Иванович (1790, по другим источникам 1792, 1794–1869)

Русский прозаик, драматург. Родился в Коломне Московской губернии. Выходец из среды богатого и просвещенного купечества, получил разностороннее домашнее образование. С 1806 служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел, с 1810 – в канцелярии московского гражданского губернатора. Брал уроки риторики у профессора Московского университета Победоносцева. В сентябре 1812 вступил в Московское ополчение, с декабря 1812 служил в Московском гренадерском полку, участвовал во многих сражениях и заграничных походах. В те же годы познакомился с Сергеем и Федором Глинками, Денисом Давыдовым, Жуковским. В 1819 уволен из армии по состоянию здоровья, тогда же избран членом «Вольного общества российской словесности» и «Общества любителей российской словесности» при Московском университете. Началом литературной деятельности Лажечникова стала подборка афоризмов в духе сентименталистской моралистики XVIII века «Мои мысли» (1807), повесть «Спасская лужайка» (1812), вошедшие в книгу «Первые опыты в прозе и стихах» (1817), где содержалось и первое обращение писателя к исторической теме – повесть «Малиновка, или Лес под Тулою» из времен Бориса Годунова, представленных как условная вневременная «старина».

В 1817–1820 вышли отрывками «Походные записки русского офицера», написанные не без влияния «Писем русского офицера» Федора Глинки, но без свойственной тому французофобии. В 1820–1823 Лажечников – директор Пензенской гимназии и народных училищ, содействовал открытию Чембарского уездного училища, где в 1823 отличил его юного ученика Белинского. С конца 1823 директор Казанской гимназии, затем директор народных училищ Казанской губернии. В 1826 переехал в Москву, усиленно занимался историей, в том числе в семейной библиотеке и архиве графа Остермана-Толстого.

Сочетание восторженной пылкости и детского простодушия в характере Лажечникова во многом определило тональность исторической романтистики писателя, одного из пионеров этого жанра в отечественной словесности: контрастное противопоставление «добра» и «зла», идеализация близких автору исторических героев, поэтизация любовных перипетий, разворачивающихся на фоне исторических событий, мотивы тайны, определяющей сюжетную интригу. При этом, несмотря на известный дилетантизм, Лажечников стремился в своем повествовании опираться как на исторические труды, так и на малоизученные и даже неизвестные документы, с достаточной долей достоверности передавая нравственную, социальную, бытовую и культурную атмосферу прошлых эпох, живо и убедительно воссоздавая образы исторических лиц. Первый же исторический роман Лажечникова «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого» (ч. 1–4, 1831–1833) принес писателю славу русского Вальтера Скотта, выявив как патриотическую направленность творчества Лажечникова (образ Петра), так и излюбленный тип его героя – бескорыстного романтика, самоотверженно преданного отечеству.

В 1831–1837 Лажечников – директор народных училищ Тверской губернии, в 1843, после небольшого периода отставки, вернулся на службу, став вице-губернатором в Твери и Витебске (1853–1854). В 1856–1858 служил цензором в Петербурге, неизменно проявляя терпимость в отношении радикальных воззрений (Салтыков-Щедрин позднее называл Лажечникова «самой сочувственной» молодому поколению личностью из старых литераторов). В 1835 отдельным изданием вышел лучший роман писателя «Ледяной дом», посвященный царствованию Анны Иоанновны, произволу ее фаворита лифляндского герцога Бирона и антибироновскому заговору 1740. Исторически правдивые картины (атмосфера интриг, доносов и пыток, инспирируемых сыском «слова и дела», жестоких шутовских игр вроде потешной свадьбы князя-шута в ледяном дворце) романтически заострены резким противопоставлением злодея-иностранца и его главного антагониста, кабинет-министра Волынского, вне точного соответствия исторической правде представленного искренним и горячим человеком, патриотом и гражданином (что перекликалось, в частности, с «думой» Рылеева «Волынский»). Белинский, высоко ценивший творчество Лажечникова, назвал «Ледяной дом», даже при отмеченном критиком отсутствии «единой и общей идеи», одним из самых замечательных явлений в русской литературе.

В 1838 вышел роман Лажечникова «Басурман», рисующий картину нравов и быта Руси конца XV– начала XVI веков, когда под эгидой Ивана III, дальновидного политика и подозрительного деспота, шел процесс объединения русских земель и первого сближения с Европой (прибытие в Россию «басурман» немцев, итальянцев, евреев в качестве строителей, врачей). Постоянный в исторической романистике Лажечникова мотив преодоления национальной розни через любовь звучит и здесь, поддерживаемый столь же характерной для творчества писателя идеей веротерпимости (драма «Дочь еврея», 1849). Остался незавершенным роман «Колдун на Сухаревой башне» (фрагмент опубл. в 1840) о фельдмаршале Брюсе, слывшем чернокнижником. Стихотворная трагедия из эпохи Ивана Грозного «Опричник» (1842), запрещенная цензурой, была опубликована отдельным изданием в 1867, с посвящением Белинскому. На ее сюжет создана одноименная опера Чайковского. Лажечникову принадлежат также водевиль «Окопировался» (пост. 1854; изд. в 1855), драма «Горбун» (1858), стихотворная трагедия «Матери-соперницы» (1867; по мотивам пролога из «Басурмана»).

В 1856 Лажечников написал воспоминания «Знакомство мое с Пушкиным», в 1859 – «Заметки для биографии Белинского». В русле обличительной беллетристики были написаны не имевшие успеха повесть «Беленькие, черненькие, серенькие» (1856), романы «Немного лет назад» (1862) и «Внучка панцирного боярина» (1868), последний с антинигилистическим уклоном.

Многократно переиздававшиеся в России исторические романы Лажечникова, ставшие «фактом эстетического и нравственного образования русского общества» (Белинский), в середине XIX века были переведены на основные европейские языки (в том числе «Ледяной дом» А.Дюма-отцом). Умер Лажечников в Москве 26 июня 1869.


Россия, 2007.09.25, Тверь. Иван Лажечников

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня