|
|||
Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»Абовян (Աբովեան) Хачатур Аветикович (1805—1848)Великий армянский писатель, просветитель-демократ, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. Родился в селе Канакер. Принадлежал к старинному и знатному роду Абовенц, чьи благородные деяния, семейные предания отразились в творчестве писателя. В 9 лет Абовяна отправили в Эчмиадзинский монастырь для обучения и принятия духовного сана. Абовян обучался там до 1822, после чего в феврале 1826 закончил армянскую школу Нерсисян в Тифлисе. Его учителями были замечательные армянские педагоги своего времени — Погос Карадагци и поэт Арутюн Аламдарян. Начавшаяся в 1826 русско-персидская война помешала Абовяну осуществить мечту: продолжить образование в Европе или России. В 1827—1828 он учительствовал в Санаинском монастыре, а с мая 1828 вновь обосновывался в Эчмиадзине и работал переводчиком и секретарем армянского католикоса. В 1829 с экспедицией во главе с профессором Дерптского университета Ф. Парротом Абовян поднялся на вершину Арарата (27 сентября). В 1830—1836 Абовян прошел курс обучения в Дерпте как государственный стипендиат. Дерпт стал местом духовного возрождения Абовяна. Он изучал науки, языки, искусство и вернулся на родину с багажом знаний на уровне русских и европейских передовых мыслителей своего времени. Но на родине Абовяну не оказали ожидаемого содействия, чурались его как еретика. Вскоре он отказался от духовного звания. В 1837—1843 Абовян работал в Тифлисе смотрителем местного уездного училища, одновременно открыл частную школу для подготовки учителей народных школ, для борьбы со средневековой отсталостью. Но чиновничество продолжало чинить препятствия просветительской деятельности Абовяна. В августе 1843 Абовян переехал в Ереван, чтобы заняться любимым делом и обрести, наконец, душевный покой. Весной 1848 Абовян готовился к отъезду в Тифлис, чтобы принять должность директора школы Нерсисян. Но утром 2 апреля он вышел из дома и больше не вернулся. Обстоятельства таинственного исчезновения, трагической гибели его до сего времени окончательно не выяснены. Творчество Абовяна имело огромное значение для национальной литературы. Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художественные сочинения, стихи, басни. Он был и первым армянским детским писателем. Абовян выступил в то время, когда армянская литература была проникнута религиозным духом, когда клерикалы стремились искусственно оживить омертвевший древне-армянский язык грабар. Произведения Абовяна, направленные против феодальной и церковной идеологии, написаны на современном языке — ашхарабар, понятном народу. Они проникнуты демократизмом. В знаменитом произведении «Раны Армении» (1841, изд. 1858), заложившем основу светского народного романа, Абовян рисовал освободительную борьбу армянского народа в период русско-иранской войны 1826—1828. Он показал тяжкие страдания армян под властью иранских поработителей. Основная идея романа, оказавшего большое влияние на широкие слои армянского общества, — утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Герой романа — Агаси воплощает свободолюбивый дух народа, его волю к борьбе с иноземными завоевателями. Отдать жизнь, но родины своей не отдавать врагу — таков девиз Агаси и его боевых друзей-партизан. Залог национального, политического и культурного возрождения своей родины Абовян видел в укреплении дружбы русского и армянского народов. В романе переплетены элементы романтизма и реализма, повествование перебивается лирическими и публицистическими отступлениями. Абовян написал научно-художественные произведения «Открытие Америки», «Книгу рассказов», сборник басен «Развлечения на досуге» (опубл. 1864), цикл «Баяти» (опубл. 1864). Он переводил на армянский язык произведения Гомера, Гёте, Шиллера, Карамзина, Крылова. Абовян — основоположник новой армянской демократической педагогики. Выступал против средневековой клерикально-схоластической системы воспитания и обучения. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения «Предтропье» (1838), учебник грамматики русского и армянского языков и роман «История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей» (впервые напечатан в 1941). Абовян первый в Армении занимался научной этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также собирал и изучал армянский, азербайджанский и курдский фольклор. СССР, 1948, Хачатур Абовян СССР, 1948, Хачатур Абовян СССР, 1956, Хачатур Абовян СССР, 1955, Памятник Абовяну в Ереване СССР, 1984, Хачатур Абовян Реклама: |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|