Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Насими, Несими (Nəsimi) (псевдоним; настоящее имя Сеид Имадеддин)
(около 1369—1417)

Насими, Несими  (Nəsimi) (псевдоним; настоящее имя Сеид Имадеддин) (около 1369—1417)

Выдающийся мыслитель и поэт Азербайджана и всего Востока Сейид Али Имадеддин Насими родился в Ширване. Здесь проходят школьные годы Насими. Анализ произведений поэта показывает, что Насими в Шемахе смог получить образование, соответствующее всем требованиям лучших университетов того времени. Он прекрасно знал классическую литературу и философию Востока и Древней Греции, свободно владел основами мусульманской и христианской теологии, глубоко изучил медицину, астрономию и астрологию, математику, логику. Он настолько хорошо владел языками, что в равной степени свободно пишет стихи на азербайджанском, фарсидском и арабском языках. Его азербайджанский язык очень богат и в то же время близок к народной речи, обогащен множеством пословиц и поговорок, крылатых фраз.

Его рубаи близки к азербайджанским народным стихам-баятам. В поэзии Насими упоминаются имена великих поэтов и ученых Азербайджана и других стран Востока — Али ибн Сины, Хагани, Низами, Фелеки, Халладжа Мансура, Фазлуллаха Наими, Шейха Махмуда Шабустари, Овхади Марагаи. Центральное место в творчестве Насими занимает мысль о тождественности человека богу и божественности человека. Сочинения поэта получили широкую известность на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Насими выражал протест против социального гнёта, осуждал фанатизм и суеверие, ратовал за правду и разум. В то же время в его поэзии сильны суфийско-мистические мотивы о бренности мира, стремление к слиянию с божеством. Они нередко сочетаются у Насими с гуманистическими традициями Низами Гянджеви. В лирике Насими был мастером таких жанров, как газель, рубаи, туюг.

Насими странствовал по Турции, Сирии, Египту и другим арабским странам и активно распространял идеи хуруфизма. Анализ его произведений показывает, что он посещает города Баку, Багдад, Бурсу, Шемаху, Халеб и др. В Турции, в городе Бурсе поэт сблизился с известным поэтом Шейхи, первым переводчиком на турецкий язык поэмы Низами «Хосров и Ширин», создателем и главой знаменитого дервишского ордена Бекташийа Гаджи Вали Бекташи. В Анатолии он завоевал большую популярность и любовь у местного населения.

Во время скитаний по странам Ближнего Востока поэт подвергался преследованиям, гонениям и даже тюремным заключениям «месяцами и годами закованный в темницах», но его это не останавливало. Пламенные стихи поэта-философа находили широкую аудиторию, их переписывали, учили наизусть, читали и пели на базарных площадях. Согласно широко распространенной легенде, именно это привело его на эшафот в сирийском городе Халебе (Алеппо).

Молодой хуруфит, ученик поэта, окруженный толпой на базаре читал еретические стихи своего учителя. Его схватили и, так как ради спасения Насими он признал стихи своими, его приговорили к смертной казни через повешение. Весть об этом дошла до Насими, который в это время чинил башмаки у сапожника. Поэт поспешил на место казни, признал свое авторство и погиб страшной смертью.

В арабском источнике «Кунуз-уз-захаб» об этой казни Насими в 1447 в городе Халебе сказано следующее: «Вероотступник Али Насими был казнен во времена Йашбека. В то время в «Дворец правосудия» в присутствии нашего шейха ибн хатиба ан Насири и наиба (наместника) верховного кадия шейха Иззуддина Шамуддина ибн Амин-уд-Довле, верховного кадия Фатхуддина аль-Малики и верховного кадия Шихабуддина-аль-Ханбали рассматривалось дело об Али аль-Насими. Он сбил с пути истины некоторых безумцев, и они в ереси и безбожии подчинялись ему. Об этом сказал кадиям и богословам города некий ибн аль-шангаш Алханадан. Судья ему сказал: «Если ты докажешь то, что говоришь о Насими, я не казню тебя». Насими произнес «Келме-и-шахадет» ( молитва о том, что он будет говорить правду ), поклялся и отверг то, что говорили о нем. В это время появился шейх Шихабуддии ибн Хилал. Заняв почетное место в меджлисе, он заявил, что Насими — Безбожник и должен быть казнен, даже если вздумает исповедаться, и спросил: «Почему же не казните?» Аль -Малики ответил ему: «Напишешь ли ты приговор собственноручно?» Тот ответил: «Да» — и написал приговор, с которым тут же ознакомил присутствующих. Но они с ним не согласились. Аль-Малики сказал ему: «Кадии и богословы не соглашаются с тобой. Как я могу казнить его на основании твоих слов?» Йашбек сказал: «Я его не знаю. Султан поручил мне ознакомить его с делом. Подождем, что султан прикажет по этому поводу». На этом меджлис разошелся. Насими остался в темнице. О деле Насими было доложено султану Муайаду, от которого пришел приказ содрать с него кожу и его тело в течение семи дней выставить в Халебе на всеобщее обозрение, отрубить ему руки и ноги и отправить Алибеку ибн Зульгадару, его брату Насреддину и Осману Гарайолуку, которых Насими также сбил с пути. Так и сделали. Этот человек был гяуром и мулхидом (богоотступником). Упаси боже, говорят, у него есть тонкие стихи».

Стойкость и мужество Насими во время страшной казни породили в народе множество легенд. До последнего его вздоха он не признавал своей вины и все повторял: «Аналхаг!» («Я - истина, Я - бог!») при этом не упускает случая поиздеваться над своими тупоумными палачами. Рассказывают, что при этом один из мусульманских богословов, присутствовавший на казни воскликнул: «Этот человек хуже сатаны; проклято место, куда упадет капля его крови, то место должно быть выжжено огнем, отрублено мечом!» — и как по волшебству в этот момент на его палец упала капля горячей крови поэта. Толпа, возбужденная таким знамением потребовала отрубить палец муфтию. Тот, защищаясь, начал ссылаться на Коран: «Это я сказал между прочим, об этом ничего нет в Коране». На это Насими ответил двустишием, ставшим впоследствии пословицей:

Если отрубить хоть один палеи захиду — он отвернется от бога.
Взирай на несчастного ашуга, с него кожу сдирают, а он не плачет. . .

Похоронен Насими в Халебе в семейном пантеоне, который до настоящего времени считается святилищем. Паломникам посещающим это святое место присваивается почетное имя «Насими». Поэзия поэта-философа быстро завоевало популярность среди народов Средней Азии, Турции, Ирана. Его имя стало символом необыкновенного мужества и верности своим убеждениям. Его переводили на многие языки, ему подражали передовые поэты и мыслители. За публичное чтение стихов Насими и пропаганду его идей хурруфизма многие шли на мученическую смерть.


СССР, 1973, Насими

СССР, 1973.09.13, Баку. Насими

СССР, 1973, Насими

СССР, 1983, Памятник Насими в Баку

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня