Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Бараташвили (ბარათაშვილი) Николоз Мелитонович
(1817—1845)

Бараташвили (ბარათაშვილი) Николоз Мелитонович (1817—1845)

Грузинский поэт. Родился в Тифлисе. Выходец из некогда богатой, но впоследствии разорившейся дворянской семьи.

Короткая жизнь Бараташвили (историки литературы по праву ставят его в один ряд с великими поэтами-романтиками Шелли, Китсом, Лермонтовым, Петефи, не дожившими до тридцатилетия) была мучительна из-за отсутствия каких бы то ни было надежд и перспектив.

Во время учебы в Тифлисском благородном училище (1827—1835), упав с лестницы, Бараташвили повредил ногу. Неизлечимая хромота помешала поступить на военную службу, хотя он страстно мечтал о военной карьере. Не удалось ему продолжить и образование в университете: единственный кормилец в семье, он вынужден был поступить в судебное ведомство на скромную чиновничью должность.

Все это не могло не отразиться на тональности поэзии Бараташвили и его восприятии мира. Внешне производивший впечатление гуляки, остроумца, чуть более, чем нужно, злого на язык, он испытывал глубокое внутреннее разочарование и одиночество.

Способствовала этому и политическая ситуация — заговор 1832, который имел целью отделение Грузии от России, не увенчался успехом, и хотя заговорщики были наказаны очень мягко, с надеждами вернуть Грузии самостоятельность пришлось расстаться. Бараташвили тяжело переживал этот неуспех еще и потому, что среди участников заговора находился известный общественно-политический деятель, философ Соломон Додашвили (1805—1836), школьный учитель Бараташвили, активно повлиявший на формирование его личности.

Безвыходными были и личные обстоятельства — бедный, физически неполноценный поэт, влюбленный в дочь знаменитого грузинского литератора Александра Чавчавадзе красавицу Екатерину, не пользовался ее взаимностью.

Прославившийся в начале 1840-х как поэт (его стихи были широко известны, хотя впервые увидели свет только в 1852, после его смерти), Бараташвили стал лидером художественного кружка, объединившего писателей-единомышленников. Постепенно ширилась и его известность за пределами Грузии — Санкт-Петербургская Академия наук сделала его своим корреспондентом (Бараташвили должен был собирать материалы, посвященные грузинской истории).

Но его опять ждал удар судьбы. В 1844, когда отец Бараташвили полностью разорился, сыну пришлось оставить родные края и отправиться служить сначала в Нахичевань, а позднее в Ганджу. Здесь он заболел злокачественной лихорадкой и в 1845 скончался.

Его прах в 1893 был перевезен на родину и погребен сначала в Пантеоне грузинских писателей, а затем — в 1938 — перенесен в Пантеон на горе Мтацминда, где покоятся великие деятели грузинской культуры.

Хотя творческое наследие Бараташвили очень невелико (оно включает всего тридцать семь стихотворений и одну поэму), значение его для грузинской литературы трудно переоценить.

После Давида Гурамишвили, но независимо от него (поэт не был знаком с творчеством предшественника), Бараташвили, преодолев влияние восточной поэзии, продолжил великую традицию, у истоков которой стоял Шота Руставели, Недаром Бараташвили считают вторым по значению национальным поэтом после автора «Витязя в тигровой шкуре».

Бараташвили, грузинский поэт-романтик, смог органично усвоить и перенести на родную почву достижения современной ему поэзии европейского романтизма и — в более широком смысле — как русской, так и западноевропейской культур.

Его немногочисленные стихи многообразны по жанрам. Здесь и любовная лирика — «Княжне Екатерине Чавчавадзе» (1839), «Когда ты, как жаркое солнце, взошла…» (1840), и лирика философская — «Таинственный голос» (1836), «Раздумья на берегу Куры» (1837), «Младенец» (1839), и жанровый портрет на фоне истории — «Наполеон» (1839). Различна и поэтическая тональность: элегический строй стихотворения «Сумерки на Мтацминде» (1833—1836), где поэт чутко прислушивается к малейшим переменам в мире природы и чувствует свою связь с ним, сменяется неистовым порывом в стихотворении «Мерани» (1842), рассказывающем о коне мечты, поэтическом скакуне, к которому обращен страстный призыв — обвеять дыханьем встречного ветра печаль и думу поэта-всадника.

Важнейшее место в поэтическом наследии Бараташвили занимает поэма «Судьба Грузии» (1839), в центре которой — образ царя Ираклия II, его борьба с иноземными захватчиками (изображен захват Тифлиса в 1795 иранским шахом Ага-Магометом) и нелегкие раздумья — можно ли сохранить свободу, жертвуя жизнью лучших сынов страны, или разумнее попросить защиты у более сильного соседа. В поэме отразилась одна из центральных проблем и для всего грузинского народа, и для деятелей его культуры: было ли благом присоединение в 1801 Грузии к России. Вынужденная (страна изнемогала от вражеских вторжений) и во многом благотворная мера (общение грузинской и русской культур было полезно для обеих сторон), зачастую воспринималась как потеря национальной независимости. И если в поэме не содержится однозначного ответа, в стихотворении «Могила царя Ираклия» (1842) этот ответ дан — присоединение помогло сохранить страну.

Береника Веснина


СССР, 1990, Памятник Николозу Бараташвили

СССР, 1968, Николоз Бараташвили

СССР, 1968, Николоз Бараташвили

СССР, 1990, Памятник Бараташвили в Тбилиси

СССР, 1981.10.26, Памятники Бараташвили, Чавчавадзе и Церетели

СССР, 1984.02.02, Памятник Бараташвили в Тбилиси

СССР, 1986.05.16, Памятник Бараташвили в Тбилиси

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня