Справочник «Сюжеты»
О'Нил (O'Neill) Юджин
(1888—1953)
Американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Родился 16 октября 1888 в Нью-Йорке. С детства сопровождал родителей-актеров в гастрольных поездках, сменил несколько частных школ. В 1906 поступил в Принстонский университет, но уже через год бросил учебу. За несколько лет О'Нил сменил ряд занятий – был золотоискателем в Гондурасе, играл в труппе отца, ходил матросом в Буэнос-Айрес и Южную Африку, работал репортером в газете «Телеграф». В 1912 заболел туберкулезом, лечился в санатории; поступил в Гарвардский университет, чтобы заниматься в семинаре по драматургии у Дж. П. Бейкера (знаменитая «Мастерская 47»).
Два года спустя труппа «Провинстаун плейерс» поставила его одноактные пьесы – «К востоку, на Кардифф» (1916) и «Луна над Карибским морем» (1919), где в жесткой и одновременно поэтической манере переданы собственные впечатления О'Нила от морской жизни. После постановки первой многоактной драмы «За горизонтом» (1919), повествующей о трагическом крушении надежд, он приобрел репутацию яркого драматурга. Пьеса принесла О'Нилу Пулитцеровскую премию – этой престижной премией будут награждены также «Анна Кристи» (1922) и «Странная интерлюдия» (1928). Ободренный, исполненный творческого дерзания, О'Нил смело экспериментирует, умножая возможности сцены. В «Императоре Джонсе» (1921), исследующем феномен животного страха, драматическая напряженность значительно усиливается благодаря непрерывному бою барабанов и новым принципам освещения сцены; в «Косматой обезьяне» (1922) сильно и ярко воплощается экспрессионистская символика; в «Великом боге Брауне» (1926) с помощью масок утверждается мысль о сложности человеческой личности; в «Странной интерлюдии» поток сознания героев забавно контрастирует с их речью; в пьесе «Лазарь смеется» (1926) используется форма греческой трагедии с семью хорами в масках, а в «Продавце льда» (1946) все действие сводится к затянувшейся попойке. Прекрасное владение традиционной драматургической формой О'Нил продемонстрировал в сатирической пьесе «Марко-миллионщик» (1924) и в комедии «О, молодость!» (1932). Значение творчества О'Нила далеко не исчерпывается техническим мастерством – много важнее его стремление пробиться к смыслу человеческого существования. В его лучших пьесах, особенно в трилогии «Траур – участь Электры» (1931), заставляющей вспомнить древнегреческие драмы, присутствует трагический образ человека, пытающегося провидеть свою судьбу.
Драматург всегда принимал активное участие в постановках своих пьес, но в период с 1934 по 1946 он отошел от театра, сосредоточившись на новом цикле пьес под общим названием «Сага о собственниках, обокравших самих себя». Несколько пьес из этой драматической эпопеи О'Нил уничтожил, остальные были поставлены после его смерти. В 1947 была осуществлена постановка не вошедшей в цикл пьесы «Луна для пасынков судьбы»; в 1950 опубликованы четыре ранние пьесы под общим названием «Утраченные пьесы». Умер О'Нил в Бостоне (шт. Массачусетс) 27 ноября 1953.
Написанная в 1940 на автобиографическом материале пьеса «Долгий день уходит в ночь» была показана на Бродвее в 1956. «Душа поэта», в основе которой конфликт между отцом-иммигрантом из Ирландии и дочерью, живущей в Новой Англии, была поставлена в Нью-Йорке в 1967. Недолго продержалась в 1967 на Бродвее обработка незаконченной пьесы «Дворцы побогаче». В 1981 вышла книга «Юджин О'Нил за работой» с рисунками драматурга к более чем 40 спектаклям, в ней приведено около сотни творческих замыслов О'Нила.
Мальдивские острова, 1995, Юджин О'Нил
Парагвай, 1977, Медаль Нобелевской премии по литературе
США, 1967/1973, Юджин О'Нил
США, Национальный парк Юджин О'Нил