Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Симон (Simon) Клод
(1913—2005)

Симон (Simon) Клод  (1913—2005)

Французский романист Клод Эжен Анри Симон родился в Тананариве, на Мадагаскаре. Его отец, Луи Антуан Симон, армейский офицер, служил во французских колониальных войсках и был убит в 1914, в начале первой мировой войны. Детство Клод провел в Перпиньяне, городке на испанской границе, где его воспитанием занимались родственники по материнской линии, и прежде всего дядя, брат матери. С 7 до 16 лет Клод учился в Коллеж Станислас в Париже, где с увлечением играл в регби и писал картины.

В предвоенные годы Симон изучает живопись у Андре Лота в Париже и путешествует по Европе и Советскому Союзу, а с 1934 по 1935 г. служит в 31-м драгунском полку французской армии. Во время гражданской войны в Испании Симон едет туда добровольцем, однако со временем разочаровывается в республиканском движении.

В 1939, когда началась вторая мировая война, Симон возвращается в драгунский полк и, подобно отцу, становится кавалерийским офицером, а затем бригадным генералом. Он участвует в мае 1940. в битве при Маасе, чудом остается в живых, попадает в плен сначала в концлагерь под Мюльбергом, в Саксонии, а затем в лагерь для военнопленных на территории Франции, совершает побег, участвует в движении Сопротивления в Перпиньяне. После войны С. возвращается в Париж и в 1951 женится на Ивонне Дюсинг. С начала 1950-х писатель живет либо в своей парижской квартире в Латинском квартале, либо в имении рядом с деревушкой Сальс, к северу от Перпиньяна, в восточных Пиренеях. В 1978 Симон женился на Рэа Каравае, гречанке.

Литературную деятельность С. начал еще до войны, а свой первый роман «Шулер» завершил, когда участвовал в Сопротивлении в Перпиньяне. «Шулер» вышел в свет в 1945, в самом конце войны, и получил разноречивые оценки. В ранних произведениях писателя – автобиографическом романе «Натянутая нить» (1947), «Гулливер» (1952), «Весеннее "посвящение в сан"» (1954), «Ветер» (1957) – чувствуется влияние таких писателей, как Фолкнер, Пруст, Конрад, Достоевский. В его первых литературных опытах заметен также интерес к времени, памяти, порядку и хаосу, стремление к ассоциативности и разорванной композиции, столь характерным для его поздних книг. Писатель строил свои произведения по законам «коллажа», где все события и переживания, как на художественном полотне, располагаются на одном уровне; его интересовали также вопросы, связанные с философией восприятия.

В 1960 Симон. подписал «Декларацию 121», манифест французских интеллектуалов, поддерживающих движение за независимость Алжира. Роман «Дороги Фландрии», изданный в том же году, принес Симону премию журнала «Экспресс» за 1961. В романе, главный герой которого Джордж, как и автор, участвует в битве при Маасе, передаются воспоминания и впечатления военного времени. В «Дорогах Фландрии» заметен разрыв между событиями и словами, их описывающими. В романе «История» (1967), удостоенном премии Медичи, воплотилось формалистическое кредо Симона: писать книги «как картины, ведь каждая картина – это прежде всего композиция».

Роман «Битва при Фарсале» вышел в 1969. После коллоквиума в Саризи по «новому роману» (1971) французские критики меньше интересуются мифическими ассоциациями в книгах Симона и больше – семиотическим анализом его текста; особо подчеркивается важность игры слов в романах писателя, текст воспринимается как знаковая система.

В 1973 Симон был удостоен почетной степени Университета Восточной Англии. В том же году был опубликован «Триптих» – роман «с ярко выраженной эротической направленностью», по мнению английского переводчика и исследователя Джона Флетчера, который отмечал трагическую эротику произведений писателя. В этом экспериментальном романе переплелись три тесно связанных между собой и отраженных друг в друге сюжета о любви и смерти. Следующий роман Симона, «Урок вещей» (1975), зашифрован еще больше. Используя экспериментальную композицию, писатель дает серию зашифрованных образов, которые в свою очередь порождают сложнейшую языковую гамму. В романе «Георгики» (1981) Симон отходит от эксперимента своих предыдущих книг.

В 1985 Симон был удостоен Нобелевской премии по литературе «за сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал», а также за «глубокое понимание роли времени в изображении человека».

В своих произведениях писатель использовал приемы такого литературного феномена, как «новый роман», роман, лишенный сюжета и героев, доведя стиль «потока сознания» до предела. Читать Симона действительно непросто: текст из нескольких сотен слов при полном отсутствии знаков препинания. Так, например, написана его книга «Приглашение», вышедшая на русском языке. Тяжеловесные синтаксические конструкции перемежаются многочисленными скобками, часть из которых так и осталась пустыми. Автор оставил себе напоминание «заполнить», но не успел.


Замбия, 2001, Клод Симон

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня