Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники /

Справочник «Художники»

Дуниковский (Dunikowski) Ксаверий
(1875—1964)

Дуниковский (Dunikowski) Ксаверий  (1875—1964)

Польский художник, один из лидеров национального символизма и модерна. Родился в Кракове. Занимался в мастерской Б. Сыревича в Варшаве, а затем в Школе изящных искусств в Кракове, которую окончил в 1897. С 1904 много работал как педагог (в Школе изящных искусств в Варшаве и других училищах). В 1914–1923 жил в Париже, в остальные годы – в Кракове и Варшаве. В молодости входил в кружок писателей и художников-модернистов, сформировавшийся вокруг С. Пшибышевского, который был его близким другом. Его укрупненные по формам, полные внутреннего напряжения символические фигуры (цикл «Человек», 1900–1908) стали этапными вехами новой польской пластики. Испытал значительное влияние кубизма. С годами в его творчестве усилилось эпическое начало (модель памятника Болеславу Храброму, дерево, гипс, 1916–1917; все работы – в Национальном музее, Варшава), присущее, в первую очередь, его главному скульптурному ансамблю (это деревянные Вавельские головы – серия исторических портретов и типажных образов в кессонах потолка Посольского зала Вавельского замка в Кракове, созданная как продолжение аналогичного рода декоративного комплекса 1531–1535). В 1940 скульптор был арестован немецкими оккупантами по подозрению в связях с движением Сопротивления и отправлен в Освенцим, откуда его освободили советские войска (1944). В послевоенные годы стал одним из ведущих монументалистов страны (памятник силезским повстанцам в Катовицах, 1949–1952; мемориал Освобождения в Ольштыне, 1949–1955; памятник солдатам 1-й армии Войска Польского в Варшаве, 1962–1963; все – гранит). Данным произведениям присущ значительный оттенок партийной официозности, сказавшийся и в продолжении цикла Вавельских голов, где революционеры Я. Домбровский и Дзержинский присоединились к Шопену, Словацкому, Склодовской-Кюри и польским королям (ряд «голов» был исполнен и в виде станковых произведений). Однако мощная, эпическая стилистика мастера продолжала пользоваться большим авторитетом, выходя за узко идеологические рамки (знаменательно, что монумент в Варшаве всегда именовался в народе просто Памятник польскому солдату – без партийных уточнений). Укреплению этого авторитета способствовала и экспрессионистская живопись старого мастера (серии Освенцим, 1948–1961; Неборувские бабы, 1957–1958; Человек в пространстве, 1958; все работы – Национальный музей, Варшава). Умер Дуниковский в Варшаве 26 января 1964. В польской столице существует музей мастера.


Польша, 1955, Маска Мицкевича

© 2003-2019 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня