Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники /

Справочник «Художники»

Сарьян (Սարյան) Мартирос
(1880–1972)

Сарьян (Սարյան) Мартирос (1880–1972)

Художник, крупнейший мастер армянской живописи ХХ века, творчески продолживший традиции символизма. Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне – в составе Ростова-на-Дону) в семье богатого землевладельца. В 1897 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1904; среди его наставников были Серов и Коровин. В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926–1928 – Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване. Участвовал в выставке «Голубая роза» (1907), а также в выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства».

Примкнул к символизму еще в студенческие годы, став одним из самых последовательных его представителей в изобразительном искусстве начала ХХ века. Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются – отчасти под воздействием французского фовизма – в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи.

После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: «сны о Востоке» превращаются в «сны об Армении». Своеобразным манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно связанное с ними красочное панно «Армения» (1923, Картинная галерея, Ереван) – с величавой и в то же время символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.

Притчевое начало органично входит во многие работы Сарьяна, – о чем свидетельствует, в частности, сквозной мотив маски, порой лукаво дублирующей героев. При этом Сарьяну на протяжении всей его жизни удавалось сохранить удивительную творческую искренность, поскольку его образы, даже те, что получали сугубо официальный статус (монументально-декоративные панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, 1937, и для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1939; цикл из 7 картин «Моя Родина», 1952–1958, за которую он был удостоен Ленинской премии 1961, неизменно таили в себе оттенок волшебного видения-мечты, – легкой мечты, отнюдь не навязывающей себя в качестве программной догмы. Вольная стихия творчества в равной мере пронизывает и портреты Сарьяна, и его сценографию, и натюрморты с букетами цветов.

В поздние годы мастер (удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е цикл «сказочных» пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами (музей Сарьяна). Будучи, подобно Коненкову в России, человеком-легендой, олицетворяющим «серебряный век», он неизменно притягивал к себе молодежь.

Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


СССР, 1975, Аветик Исаакян

© 2003-2019 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня