|
Мадагаскар, 1988, 100 fr. П. офсет. 12 (1/4) х 12. многоцветная
Каталоги: Michel: 1154 Scott: 881 Stanley Gibbons: 713 Yvert et Tellier: 880
«Военный 22-пушечный корабль «Орел»» (Владимир Голицын (1901—1943), 1940, Санкт-Петербург, Центральный Военно-Морской музей). Инициалы художника на марке указаны с ошибкой.
«Орёл» (1667—1669) — первый русский парусный корабль западноевропейского типа, трехмачтовый фрегат. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы Яков Полуектов и С. Петров. В марте 1668 корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орел» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлась казне в 2 тысячи 221 рубль.
В апреле 1669 корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были нерусскими. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.
Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота. В 1670, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина корабль «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному вооружению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших.
Сюжеты: Россия в XVII веке
|