Справочник «Сюжеты»
Хрулёв Степан Александрович
(1807—1870)
Герой Севастопольской обороны 1854—55, генерал-лейтенант (1853). Родился в Тульской губернии, в имении своего отца, занимавшего в Туле должность председателя гражданской палаты. Пробыв шесть лет в тульском Александровском училище и блестяще выдержав в 1825 экзамен при 2-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе, Xрулёв был прикомандирован для ознакомления со службой к Дворянскому полку, а в следующем году произведен в прапорщики и переведён в артиллерийскую конно-лёгкую № 25 роту, которая в то время квартировала на границе Польши.
Польское восстание 1831 было началом боевой деятельности Хрулева: едва вспыхнул мятеж, как он выступил в поход, следуя в составе генерала Крейца через Варшаву в Люблин. Участвуя во многих делах, Xрулёв зарекомендовал себя очень храбрым и способным офицером, особенно под Козеницами (7 февраля) и при Люблине (27 февраля), и уже в эту первую свою кампанию не раз имел случай выказать изумительное хладнокровие, редкую распорядительность и полное пренебрежение всякой опасности, — качества, которые впоследствии сделали его героем Севастопольской обороны. За храбрость, выказанную в эту кампанию, Xрулёв был произведен в подпоручики и награждён орденами св. Анны 4-й и св. Владимира 4-й степеней с бантом.
В 1835 Xрулёв был прикомандирован к образцовой конной батарее, а в следующем переведен в Лейб-гвардии конную батарею, где сперва исполнял обязанности казначея, а затем нёс строевую службу. В 1844, в чине полковника, он вторично был зачислен в образцовую конную батарею, а в конце того же года был назначен командиром конно-лёгкой № 26 батареи. Основательно изучив за это время службу и считаясь знатоком артиллерийского дела, Xрулёв неоднократно привлекался к участию в обсуждении важных технических вопросов; например, о введении в артиллерии картечных гранат.
Венгерскую кампанию 1849 Xрулёв начал, будучи полковником и командиром 4-й конной артиллерийской бригады. На него была возложена обязанность начальника аванпостов, а затем — командира отдельного партизанского отряда. Хрулёв в продолжение нескольких месяцев (до 5 августа) с успехом исполнял возложенное на него трудное поручение, не раз избегая с своим отрядом крайней опасности и всегда находя удачный выход из самых затруднительных положений. Венгерские инсургенты подавляли наших партизан численностью, и только такому опытному, находчивому и бесстрашному командиру, как Xрулёв, было под силу бороться с ними. После сражения под Вайценом (4 июля) Xрулёв, посланный с партизанским отрядом преследовать арьергард разбитой неприятельской армии и следуя с 2 эскадронами драгун, сотней казаков и двумя орудиями, неожиданно наткнулся у города Лошонца на сильный неприятельский корпус. Вдали от русских войск и в виду превосходного врага Xрулёв не потерялся и, искусно расположив свой отряд, скрыл его малочисленность от неприятеля и отправил к командиру корпуса Шандору Надю парламентёров от имени фельдмаршала, с предложением сложить оружие и разойтись, угрожая в противном случае немедленно атаковать его всей русской армией. Парламентёров препроводили в главную квартиру генерала Гёргея, который после объяснения с ними написал письмо графу Паскевичу, прося дать ему 48 часов времени для обсуждения вопроса с прочими венгерскими вождями. Военные действия на время переговоров были приостановлены, а тем временем к Хрулеву подошли передовые части русской армии, и его отряд был спасен. За храбрость и мужество, выказанные Хрулёвым в делах Венгерской кампании, он получил золотую саблю с надписью «за храбрость», чин генерал-майора и австрийский орден Железной короны 2-й степени.
В феврале 1851 Xрулёв был назначен командиром 1-й бригады 1-й драгунской дивизии, а в мае 1853 поступил в распоряжение командира отдельного Оренбургского корпуса генерал-адъютанта графа Перовского, который в то время действовал против кокандцев. Во время трудного и мучительного перехода русских войск через степь и реку Сырдарью, Xрулёв командовал артиллерией отряда, с большим успехом руководя её движениями, особенно во время трудной переправы через степную реку. В начале июля отряд подошёл к крепости Ак-Мечеть (ныне Кзыл-Орда), и 6 числа началась осада. Xрулёв сам управлял траншейными и минными работами, а при штурме 28 июля командовал одной из штурмовых колонн. Крепость была взята. За это дело Xрулёв был произведен в чин генерал-лейтенанта.
В начале 1854 Xрулёв прибыл на Дунай и поступил в распоряжение начальника инженеров генерал-адъютанта Шильдера, который поручил ему немедленно устроить батареи для обстрела кораблей, стоявших у Систова и Никополя. 16 февраля Xрулёв явился в Калараш и произвел рекогносцировку обоих берегов Дуная, а 18-го были готовы 4 батареи, к которым на следующий день присоединились ещё три. Когда 20 февраля турки в количестве 6000 человек произвели вылазку на левый берег Дуная и, оттеснив нашу передовую цепь, уже приступили к срытию батарей, Xрулёв, собрав войска (один пехотный полк, два эскадрона драгун, две сотни казаков и две батареи) и осыпав неприятеля картечью, бросился в атаку и принудил турок к поспешному отступлению: они едва успели сесть на суда, оставив до 500 человек на берегу. 27 и 28 февраля Xрулёв действовал при Ольтенице, затем, находясь против крепости Силистрии, с 24 марта по 5 мая заведовал предварительными осадными работами. 12 июня Xрулёв командовал арьергардом при отступлении наших войск от Силистрии, а два дня спустя совершил смелую рекогносцировку, переправившись чрез главный рукав Дуная.
С декабря 1854 Xрулёв состоял при главнокомандующем морскими и сухопутными силами в Крыму генерал-адъютанте князе Меншикове. 3 марта 1855 было окончено сооружение Камчатского люнета, а на другой день огонь нашей артиллерии и штуцеров заставил неприятеля прекратить траншейные работы. Однако не довольствуясь этим, Xрулёв в ночь с 10 на 11 марта произвел вылазку из Камчатского люнета: построившись в ротные колонны, наши войска ворвались в главную французскую траншею и срыли все произведённые там работы; бой длился всю ночь. Только с рассветом Xрулёв дал знак к отступлению. За это дело Хрулев был награжден орденом св. Георгия 3-й степени. 5 мая Xрулёв был назначен начальником 1-го и 2-го отделений оборонительной линии. С этой стороны Севастополю угрожала особенная опасность. Войска с доверием и надеждой встретили это назначение — большая часть солдат не раз видела Хрулёва в бою, знала его отвагу и храбрость. Прибыв на новое место и осмотрев местность перед 1-м и 2-м бастионами, Xрулёв признал необходимым отдалить работы противника от 1-го отделения. Решено было построить ложементы; работа скоро была окончена. Однако русские войска не смогли удержать за собой ложементов: в ночь с 10 на 11 мая французы произвели вылазку и новые траншеи были потеряны.
25 мая произошла третья бомбардировка Севастополя. На следующий день Xрулёв был назначен начальником Корабельной стороны. Он прибыл к новому посту после полудня, а в 3 часа начался штурм передовых укреплений. Отдав приказание привести резервы с Корабельной стороны, он поскакал к Малахову кургану. Противник атаковал Камчатский редут и взял его после отчаянного сопротивления. Тогда Xрулёв, захватив из подходивших подкреплений два батальона Забалканского и один батальон Суздальского полка, бросился с ними на редут и штыками выбил французов. В этот момент он получил известие, что на левом фланге захвачены неприятелем Волынский и Селенгинский редуты. Xрулёв поскакал туда, но ни его личное мужество, ни героические усилия войск не могли осилить врага, к которому подходили все новые и новые силы. Бой продолжался до вечера, и передовые укрепления были потеряны.
Неприятель, заняв их, стал апрошами приближаться к Малахову кургану и громить бастионы Корабельной части. 5 июня союзники начали четвёртую бомбардировку Севастополя, что указывало на неминуемый штурм. Около 3 часов утра 6 июня противник по сигналу двинулся на штурм. Услышав тревогу, Xрулёв бросился на Малахов курган, как самый важный пункт обороны. Французы шли прямо на 2-й бастион и Малахов курган с прилегающими к нему батареями, англичане двинулись на 3-й бастион. Xрулёв, ежеминутно подвергаясь крайней опасности, хладнокровно отдавал приказания. Два раза противник производил атаку, но оба раз был отбит с большим уроном. После второй атаки Xрулёв получил донесение, что на правом фланге Малахова кургана неприятель овладел батареей Жерве. Прискакав на батарею и увидев, что войска, защищавшие её, отступают в полном беспорядке, Xрулёв крикнул: «Ребята, стой! Дивизия идет на помощь». Войска остановились. Увидев 5-ю роту Севского полка, которая возвращалась с работ с лопатами и ружьями за спиной, Xрулёв подлетел к ней с криком: «Благодетели мои, в штыки за мной!» Севцы моментально бросились за любимым командиром. И эти 138 человек должны были изобразить дивизию, которую обещал Xрулёв. Блестящая атака этой горсти людей сразу изменила дело: французы были выбиты, и батарея взята обратно; в 7 часов утра союзники отступили. Слава и честь этого дня бесспорно принадлежала Хрулёву, который был награждён орденом св. Владимира 2-й степени.
27 августа было последним днем участия Хрулёва в Севастопольской обороне. Союзники в этот день всеми силами произвели новый штурм на город. Xрулёв, безотлучно находившийся на Малаховом кургане, во главе Севского полка бросился в атаку, но был ранен в левую руку. Не оставляя строя, он продолжал распоряжаться боем, пока не лишился сознания.
В ноябре 1855 Xрулёв был отправлен в Петербург для лечения и через два месяца был назначен состоять в распоряжении главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом графа Муравьёва. В этой должности он с 15 марта по сентябрь 1856 командовал отрядом, расположенным на турецкой границе. После передачи туркам крепости Карс Xрулёв вернулся в Петербург и в сентябре 1861 был назначен командиром 2-го армейского корпуса, а через год зачислен в запасные войска, в которых и оставался до своей смерти 22 мая 1870. Похоронен на Братском кладбище в Севастополе.
Украина, 2007.08.13, Севастополь. Степан Хрулев