Справочник «Художники»
Лотто (Lotto) Лоренцо
(1480—1556)
Венецианский художник. Родился в 1480 в Венеции и, вероятно, был учеником Алевизе Виварини, от которого он воспринял традиционную схему изображения фигур отдельно от окружения (метод, преодоленный тициановским единством композиции). Лотто в значительной мере развил стремление Алевизе Виварини к передаче тонких оттенков душевного состояния и чувств. Именно для этой цели Лотто нарушал равновесие фигур в композиции; он не считал нужным придерживаться современного стиля и преодолевать отчужденность персонажей от окружающего их мира.
В 1526—1529 и в 1540—1549 Лотто жил в Венеции; однако в основном он работал в провинциальных городках Северной Италии. Личные письма и документы мастера показывают, что он был мизантропом и страдал от отсутствия признания. В старости он нашел приют в Санта Каза в Лоретто, где и умер в 1556. Среди его произведений — большие традиционные алтарные образы, этюды и наброски отдельных фигур святых и портреты. Несколько крупных работ — цикл фресок в оратории виллы Суарди в Трескоре и картоны для деревянной декорации в технике интарсии в церкви Санта Мария Маджоре (Бергамо) — обнаруживают откровенный, живой реализм, не отмеченный у кого-либо из других художников этого времени. От своего раннего стиля, яркого и несколько тяжеловесного («Портрет Росси»; алтарные образ «Благовещение», 1528, церковь Санта Мария Сопра Мерканти в Реканати), Лотто перешел к композициям, полным бурного и вибрирующего движения (алтарь церкви Сан Бернардино в Бергамо). Очевидно, венецианская традиция стала причиной появления более мягкой и широкой трактовки натуры (примером тому служат многочисленные портреты). Поздние произведения мастера темнее по колориту, с более выразительным и многозначным окружением (алтари в церкви Санта Мария ин Телузиано в Иези, Монте Сан Джусто и в церкви Сан Николо в Чиньоли).
Гамбия, 2004, «Семейный портрет»