Справочник «Художники»
Халс (Hals) Франс
(1581/1585–1666)
Нидерландский художник, корифей живописи барокко, мастер портрета.
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600–1603) у К. ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Известны и его религиозные образы («Евангелист Лука и Евангелист Матфей», ок. 1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Халса в Харлеме). В «офицерских пирушках» (два «Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия», 1616 и 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана», 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические.
Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах («Исаак Масса с женой» – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении («Юнкер Рамп с подругой», ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; «Портрет офицера», 1620-е, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости («Молодой человек с перчаткой в руке», «Мужской портрет», оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы анархически-лихой. «Мулат» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Цыганка» (Лувр, Париж), «Мальчик-рыбак» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все работы – ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира («Малле Баббе», ок. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным.
Необычайно свободная, размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в бедности.
Умер Халс в Харлеме 29 августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло – среди свершений голландской живописи барокко – почетное второе место после искусства Рембрандта. В Харлеме существует Музей Халса.
Нидерландские Антиллы, 2007, Исаак Абрахамс Масса
Сент-Винсент, 2001, Исаак Абрахамс Масса