|
Гамбия, 2001, 25 D. П. офсет. 13 (1/4). многоцветная
Каталоги: Michel: 4144, блок 528 Scott: SS 2379 Stanley Gibbons: MS3905d Yvert et Tellier: блок 511
«Вид на Новую церковь и Ратушу в Амстердаме» (Исаак Оуотер, Амстердам, Рейксмузеум).
Ньиве-Керк — Новую церковь — начали возводить еще в 1380, когда некий Виллем Эггерт — богатый горожанин, банкир и член городского совета, состоявший финансистом при графе Вильгельме VI Голландском, — отдал свой сад под строительство храма в честь святой Катарины. Церковь закончили ровно за 70 лет, и с тех пор вот уже почти шесть столетий по привычке называют ее просто Новой. После трех страшных пожаров (1421, 1452, 1645) от оригинального готического здания сохранились только северный и западный фасады, остальное неоднократно перестраивалось. В нынешней версии сочетаются самые разные стили. В северном фасаде готика высоких стрельчатых окон соединяется с ренессансными деталями вроде изящных «ракушек» и треугольных фронтончиков, а вот в интерьере немало барочных элементов.
Ньиве-Керк неразрывно связана и с будничной жизнью города, и с его официальной историей. По солнечным часам на церковной башне веками устанавливали время на всех городских часах, а в жестянку на паперти горожане почти целое столетие складывали свои медные пожертвования на новую колокольню, которая так и не была построена: деньги ушли на сооружение соседнего здания амстердамской мэрии. С 1814 в Ньиве-Керк венчались на царство правители из династии Оранских-Нассау. В последний раз (в 1980) здесь возвели на престол принцессу Беатрикс, а с тех пор помещение церкви используют для выставок и концертов органной музыки.
Главное здание на площади Дам — бывшая амстердамская мэрия, ныне Королевский дворец, — построено любителем итальянской архитектуры и основателем голландского классицизма Якобом ван Кампеном в середине XVII века. Одни — вслед за поэтом Константайном Хаугенсом — называют дворец «восьмым чудом света», другие смеются над непропорциональной, словно вытянувшей слишком длинную шею, дворцовой башней. Вообще-то, дворец и в самом деле чудо, но не архитектуры (в этом смысле интересен, пожалуй, только задний фасад с фигурой Атласа на фронтоне), а инженерии: он стоит на сложнейшем фундаменте из 13 659 свай, который не позволяет тяжелой постройке погрузиться в амстердамское болото.
Первоначально в мэрии заседал городской совет: в Зале суда зачитывали смертные приговоры, в Палате банкротства (под рельефами, изображающими падение Икара и крыс среди канцелярских бумаг) выписывали приказы о конфискации имущества, а в Комнате уверенности разбирали споры между горожанами. Королевским дворцом мэрия стала в 1806: когда Амстердам заняли французы, здесь поселился новый правитель Голландии Луи Бонапарт, брат императора Наполеона. Луи прославился тем, что, во-первых, приказал снести очаровательное здание Весовой палаты XV века, которое якобы портило ему вид из окна, во-вторых, до отказа набил дворец замечательной золоченой мебелью в стиле ампир, а в-третьих, познакомил амстердамцев с французской «веселой вдовой» — гильотиной, лихо работавшей на площади Ньивмаркт все четыре года его правления.
Сегодня дворец — официальная резиденция королевы Беатрикс, которая постоянно живет в Гааге, но, раз в год приезжая в Амстердам, останавливается именно здесь. За постой королевская семья всегда вносила в амстердамскую казну символическую плату — в старых деньгах один гульден в год, то есть €0,45.
Марка издана в блоке.
Художники: Оуотер Исаак
Сюжеты: Амстердам
|