|
Израиль, 1997, 1.70 NIS. П. офсет. 14. многоцветная
Каталоги: Michel: 1425 Scott: 1303 Stanley Gibbons: 1359 Unificato: 1368 Yvert et Tellier: 1360
Надгробие раввина Лёва на Старом еврейском кладбище.
Одним из самых фантастических преданий Праги является легенда о Големе. Она связана с жизнью и деятельностью реального лица – еврейского раввина Иегуды Лёва бен Безалеля, известного под именем рабби Лёв. Этот человек, прославившийся своей ученостью и цветисто называемый учениками «львом среди мудрых, радостью наших глаз и дыханием нашей жизни», жил в пражском гетто в XVI веке (1520—1609). Его могила находится на Старом еврейском кладбище в историческом центре Праги и является, пожалуй, самой главной достопримечательностью этого печального места. Во всяком случае, она более других могил усеяна памятными камушками по древнему обычаю евреев, а в щели надгробного памятника вложено больше всего записок с тайными пожеланиями и просьбами об их исполнении.
О деятельности рабби Лёва по традиции говорится расплывчато и вместе с тем солидно: он учил, вёл свой народ по жизни, был мудр и уважаем современниками. По преданию, рабби Лёв обладал способностью совершать чудеса и проникать в суть явлений. Так, ему удалось остановить мор еврейских детей, случившийся в его время в гетто. Легенда гласит, что смерть косила детей без разбору, а горе родителей было тем более страшным, что поползли слухи, что по ночам умершие восстают из могил на старом кладбище и танцуют над ними. Это могло означать только одно: что бог назначил кару народу за какое-то прегрешение. Тогда рабби Лёв послал одного из своих учеников на кладбище, дабы тот проследил ночью за происходящим, сорвал бы с кого-либо из явившихся детей рубашку и принёс ему. Ученик выполнил задание и принес раввину рубашку, а ещё через час к нему явился ребенок, который стал умолять отдать ему одежду, без которой он не может вернуться в могилу. Рабби Лёв в свою очередь стал расспрашивать дитя о причине божьего гнева и напущенной на детей болезни. Оказалось, что гнев вызван преступлением некоей прелюбодейки, убившей своего ребенка. Рубашка была возвращена её хозяину, и тот удалился, а рабби Лёв назначил преступнице смертную казнь. Мор после исполнения приговора тут же прекратился.
И в другом памятном случае рабби Лёв защитил свой народ и выступил, выражаясь современным языком, страстным поборником человеческих прав. Он обитал в еврейском гетто в доме на берегу Влтавы, украшенном изображением грозди винограда. Этот дом посещали многие тогдашние ученые, призванные ко двору императора со всей Европы. Случилось так, что воспитанный правоверными католиками император Рудольф II Габсбург разгневался на евреев и издал указ об изгнании всех их из Праги. Еврейские кварталы были объяты паникой, но сохранивший ясную голову и присутствие духа рабби Лёв направился на Пражский Град просить императора об отмене распоряжения. Во дворец раввина не допустили; тогда он пошёл на мост, по которому император должен был проехать, и стал посреди него. Люди бросали в него камнями и грязью, но они опадали цветами к ногам не сходившего с места старца. Кони, несущие карету Рудольфа, сами остановились перед раввином, хотя их не сдерживал кучер. И вручил раввин императору прошение, а тот, пораженный мудростью просителя, той же ночью посетил его дом. По легенде, в доказательство своей учёности рабби Лёв с помощью изобретенного им прибора (камера обскура) воспроизвёл на стене вид королевских Градчан, и это настолько впечатлило ценящего искусства и науки Рудольфа, что на следующий же день он отменил свой злосчастный указ. Евреи вздохнули с облегчением, а рабби Лёв, малыми средствами решивший большую проблему, в знак того, что в доме побывал монарх, приказал вытесать на стене изображение чешского льва (Рудольф II одновременно с титулом императора Священной Римской империи носил и титул чешского короля).
Самым же знаменитым и необыкновенным деянием рабби Лёва было создание искусственного человека – Голема. Эта фантастическая, с налетом мистической тайны история пересказана во многих книгах и хорошо известна в мире.
...Той ночью из еврейского города вышло трое мужчин, а вернулось четверо. Пробило четыре часа пополуночи, когда спустилась тьма, самая густая, как в мгновения перед сотворением света. За городом рабби Лёв, его зять и один из учеников нашли на берегу Влтавы место, где было много глины, только что намытой, принесенной рекою с гор. Они зажгли факел и стали молиться. А потом из чистой речной глины вылепили большую фигуру, подобную человеческой. Это и был Голем, то есть «слуга», который должен был служить раввину и выполнять для него физическую работу. После седьмого обхода вокруг неподвижной фигуры рабби Лёв вложил Голему в уста «шем» – записку с божьим именем, и тот ожил...
Голем был сильнее библейских Самсона и Голиафа. Он ломал деревья, как солому, и бросал тяжелые камни, как горох. Он помогал пражским евреям, оберегал их от происков врагов и, замаскировавшись, охранял гетто. Ещё в большей степени Голем прислуживал своему создателю. Дома своей жене Перл рабби Лёв представил глиняного человека как случайно встреченного немого бедняка, который будет помогать им по хозяйству. Он наказал жене не задавать Голему работы без его ведома, и с той поры слуга большую часть дня сидел в доме без движения. Даваемые ему поручения он выполнял самозабвенно, однако несколько бестолково: воды наносил так много, что заливал ею дом, вместо корзины яблок притаскивал с рынка всю фруктовую лавку вместе с торговкой, а рыбы налавливал целые чаны.
Подчинялся Голем только рабби Лёву. Перед каждой субботой раввин вынимал у него изо рта заветную записку, и Голем становился недвижим; после субботы записка возвращалась под язык, и Голем оживал вновь (по другой версии, рабби Лёв оживлял своё создание тем, что начертывал у него на лбу слово «голем», а, стирая это слово, лишал его жизни).
Рукотворный глиняный человек успел продемонстрировать свои способности и запечатлеться в народной памяти, однако просуществовал он недолго. Его гибель была обусловлена человеческой ошибкой. Однажды пятничным вечером рабби Лёв отошел в Староновую синагогу, в которой он служил, забыв «отключить» Голема. Во время службы Голем разбушевался, стал крушить всё вокруг, чем поверг в ужас сбежавшихся людей. Ни на чьи просьбы он не реагировал, а подойти к нему никто не осмеливался. В конце концов послали за раввином. Тот вынужден был прервать службу и поспешил домой. Увидев своего создателя, Голем присмирел, а после изъятия записки с божьим именем упал на землю и обратился в мертвую глину. Раввин вернулся в синагогу и пропел неоконченный псалом во второй раз (с той поры в этой синагоге данный псалом исполняется дважды подряд, чего нигде в еврейской службе не делается).
А Голем более не оживлялся. Наученный горьким опытом и убедившийся в том, что не всякое изобретение во благо и что всякое новшество чревато и новыми опасностями, рабби Лёв приказал отнести глиняные останки на чердак синагоги, где они со временем рассыпались в прах...
Сюжеты: Прага
|