Справочник «Сюжеты»
Стен (Steen) Ян
(около 1626—1679)
Голландский художник. Сын пивовара. Учился, возможно, у Н. Кнопфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге, на дочери которого Стен женился. Работал в Лейдене (1644—1649, 1670—1679), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661—1670). Произведения Стена оценивались невысоко, что побуждало его то содержать в Делфте пивоварню, то с 1672 в Лейдене трактир. Писал жанровые и библейские сцены, пейзажи, портреты. Стен — один из самых жизнерадостных живописцев Голландии XVII века, что, по-видимому, отразило черты его яркой, общительной и доброжелательной натуры. В эволюции его творчества отразилась восприимчивость художника к различным направлениям голландской живописи и приемам современников; такого рода многообразие художественных манер сопровождалось отличавшей Стена неровностью живописного исполнения. Однако его лучшие работы стоят на уровне высоких достижений эпохи.
Искусство Стена как одного из самых популярных мастеров бытового жанра XVII в. достигло расцвета сравнительно поздно, в конце 1660-х — начале 1670-х и активизировалось сближением мастеров с художественной средой Харлема, воздействием искусства Халса, его ученика фламандского жанриста А. Браувера и А. Остаде.
Стен обращался к определенным темам: «уроки» (рисунка, музыки), «веселые общества», «больная и врач», но не ограничивался эпизодами повседневной жизни, а изображал также шумные празднества («Праздник св. Николая», ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум; «Праздник бобового короля», нач. 1660-х, Кассель, Картинная галерея), хмельные попойки («Гуляки», ок. 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Расстроенное хозяйство», ок. 1663, Вена, Музей истории искусства; «Как приобретено, так истрачено», 1661, Роттердам, Музей Бойманса-ван Бёнингена), азартные игры («Игра в трик-трак», Санкт-Петербург, Эрмитаж), обнаруживая талант рассказчика, острую наблюдательность, неподдельный, подчас грубоватый юмор, мастерство в передаче фигур, их поз, жестов, деталей обстановки и одежды. Склонный к юмористическим ситуациям и повествовательности, художник уделял особое внимание взаимоотношениям действующих лиц (серия картин «Больная и врач», ок. 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж; Амстердам, Рейксмузеум; 1655, Мюнхен, Старая пинакотека). Иногда Стен изображал себя и свою семью («Семья художника в веселом обществе», ок. 1663, Гаага, Маурицхейс), иногда использовал для сюжетов картин меткие народные поговорки; царящий в них дух бесшабашного веселья нередко сдерживался дидактическим подтекстом. Библейские сюжеты также воплощались в бытовых формах; поздние многофигурные композиции заполнены забавными, юмористическими деталями («Брак в Кане», Лондон, собрание Бейт). О связи художника с современным ему театром свидетельствует большая картина в Эрмитаже «Эсфирь перед Артаксерксом». Следуя общей тенденции в развитии голландского искусства, творчество Стена приобрело с годами чуждый ему светский, нарядно-декоративный характер («Летний праздник», Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Аджман, 1971, Больная и врач
Венгрия, 1969, Свадьба
Гвинея-Бисау, 2008, Ян Стен
Либерия, 2000, Счастливое семейство
Люксембург, 1984, «Епифания»
Мальдивские острова, 2001, «Больная и врач»
Нидерланды, 1940, Ян Стен
Нидерланды, 1940, Ян Стен
Нидерланды, 1979, Автопортрет Яна Стена
Нидерланды, 1999, Кавардак
Парагвай, 1967, Старик поет — молодые подпевают
Руанда, 193, Болезнь любви
Сент-Винсент, 1996, Развратная хозяйка
Сент-Винсент, 1996, Свадебная компания на террасе
Сент-Винсент, 2001, «Больная и врач»
Фуджайра, 1972, Сцена в таверне
Шарджа, 1967, Автопортрет с лютней