Справочник «Художники»
Брейгель (Brueghel) Питер, также Питер Брейгель Старший
(около 1525–1569)
Последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.
Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – «Падение Икара» (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.
Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке «Большая рыба поедает малую» (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах «Битва поста и масленицы» (ок. 1559), «Детские игры» (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Нидерландские пословицы» (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.
Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей» (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как «Падение ангелов» (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и «Безумная Грета» (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).
Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В «Триумфе смерти» (ок. 1562, Мадрид, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В «Несении Креста» (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.
Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – «Избиение младенцев» (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и «Перепись в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине «Вавилонская башня» (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию XVI века.
Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые «Времена года», или «Месяцы» (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине «Охотники на снегу» (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине «Жатва» (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.
Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине «Мизантроп» (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине «Слепые» (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Австрия, 1971, Крестьянский танец
Бельгия, 1967, Детские игры
Бельгия, 1967, Детские игры
Бельгия, 2005, Астерикс в Бельгии
Гамбия, 1996, «Жатва»
Гвинея-Бисау, 2003, Битва Масленицы и Поста
Гвинея-Бисау, 2003, Крестьянский танец
Гвинея-Бисау, 2003, Крестьянская свадьба
Гвинея-Бисау, 2003, Пословицы
Гвинея-Бисау, 2003, Жатва; Битва Масленицы и Поста
Йемен (Северный), 1966, Крестьянская свадьба
Йемен (Северный), 1967, Крестьянская свадьба
Либерия, 1969, Крестьянский танец
Рас-эль-Хайма, 1969, Четыре сезона
Румыния, 1972, Лето
Суринам, 1971, Мальчик у бочки
Франция, 2001, Крестьянский танец